Конспект урока
«Окружающий мир»
4 класс
по теме:
«Зона степей»
Учитель Масюченко Т.Л.
2017/2018 учебный год
Тема урока: Зона степей.
Цель: познакомить учащихся с природной зоной степей.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе;
- развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь;
- формировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.
Личностные УУД:
- осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
- проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
- понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Регулятивные УУД:
- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- рассказывать о природной зоне по плану.
Коммуникативные УУД:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- показывать природную зону на карте природных зон;
- иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);
- моделировать цепи питания природной зоны;
- иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Тип урока: Изучение нового материала. (восьмой урок раздела «Природа России»).
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков; рабочая тетрадь; изображение дерева, листики; карта природных зон России; план характеристики природной зоны; толковый словарь; презентация «Растения и животные степи»; таблички с надписями: «Географы», «Ботаники», «Зоологи», «Синоптики», «Экологи».
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности.
- С каким природными зонами мы познакомились на прошлых уроках?
- Какие интересные факты вы запомнили из изученных ранее природных зон?
- Прочитайте стихотворение. Все ли понятно? Что нужно сделать?
Правильно! Нужно собрать стихотворение.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
- И теперь прочитайте стихотворение. О чем оно? (В стихотворении описывается степь).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Зона степей)
III. Актуализация знаний.
(На доске изображение ствола дерева.)
- Я вам предлагаю украсить наше дерево знаний листочками. Но сначала сформулируйте и напишите на них вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке.
- Задайте ваши вопросы? (зачитывают некоторые вопросы)
- Повесьте ваши вопросы на дерево знаний.
- Сформулируйте цель нашего урока.
ЦЕЛЬ: Узнать, что такое зона степей.
- Как мы можем достичь цели нашего урока?
(Обратимся к источникам информации, работа в группах, в парах, расскажет учитель.)
- Молодцы. Предложите план работы. (Дети отвечают, учитель открывает слайд)
План.
1) Характеристика данной природной зоны: расположение, климат, растения, животные, деятельность человека, экологические проблемы этой зоны.
2) Закрепление изученного материала.
-Зачем вам нужны знания о природной зоне степей?
IV.Изучение нового материала.
1) Беседа
- Прочитайте 1 пункт плана. (характеристика зоны степей)
- Что вы уже знаете о степи? (высказывают предположения).
- Дайте определение слову степь?
- Где вы можете проверить верность ваших высказываний? ( В источниках информации). - Проверьте ваши предположения? (находят значение слова степь)
- Какие из высказанных предположений были верны?
2) Работа в группах.
- Сегодня мы с вами продолжаем работать в группах. Члены каждой группы сегодня на уроке выступят в роли ученых. Как называются люди, которые занимаются изучением месторасположения зоны? (географы)
- У нас на уроке будет работать группа географов.
- Как называются ученые, которые изучают климат? (синоптики)
- Как называются ученые, которые изучают растительность зоны, животный мир, деятельность человека проживающего в данной зоне и экологическое состояние зоны.
- У нас на уроке будет работать 5 групп ученых. (распределяет учитель)
- Вспомните правила работы в группах?
- Выберите капитана группы. Капитаны вытяните жребий для того, чтобы определить направление работы вашей группы.
- Ребята, где вы можете найти информацию о зоне степей? (Источники информации: учебник, интернет, презентация «Растения и животные степей», словарь, атлас-определитель, личный опыт).
- Капитаны, возьмите план работы вашей группы и дополнительный материал, который соответствуют направлению вашей работы. Время подготовки 7 минут.
- Ваше выступление на 2-3 минуты.
- Начинайте работать.
Физминутка
3) Сообщения групп.
Выступление групп. Один человек выступает. Дети группы дополняют ответ. Другие группы слушают, задают вопросы.
- Ребята оцените свою работу в группе.
- Капитаны, оцените работу каждого и группы в целом. (Шкала достижений)
V. Закрепление изученного материала.
1)Тест «Да – нет».
Прочитайте следующий пункт плана. Давайте проверим как внимательно вы слушали наших докладчиков.
Ответьте на вопросы «Верно ли, что…»: (работа с сигнальными карточками)
- зона степей расположена южнее зоны леса;
- в степной зоне холодное, дождливое лето;
- почвы в зоне степей очень плодородные;
- тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета;
- в степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны;
- в степной зоне часто идут ливневые дожди?
- кобылка - разновидность кузнечика?
2). Работа в парах.
- Откройте тетрадь на стр.55 , выполните задание № 5.
- Расскажите о составленной вами цепи питания.
VI.Итог урока. Рефлексия.
- Обратимся к нашему дереву с вопросами.
- На какой вопрос ты сегодня получил ответ? (Ребенок снимает листик и зачитывает вопрос, отвечает на него)
- Какие вопросы остались без ответа? Прочитайте их? Желающие дети могут взять с собой по одному листочку и найти на них ответ к следующему уроку окружающего мира.
- Появились ли новые вопросы о природной зоне - степи?
- Посмотрите на доску, продолжите одно из высказываний:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке мне было трудно…
Оценка работы учащихся на уроке.
VII. Д/з. Задания 1-4 в рабочей тетради, задания 7, 8, 9 по желанию.
Учебник стр.117 - рассказать о природной зоне по плану.
План рассказа. (Географы)
1.Где расположена зона степей?
2.Какую территория она занимает по сравнению с другими зонами?
3.На каких равнинах расположена зона степей?
4.Как выглядит земная поверхность зоны?
_________________________________________________________
План рассказа. (Синоптики)
1.Особенности климата летом.
2.Ветра?
3.Дожди?
__________________________________________________________
План рассказа. (Ботаники)
1.Общая особенность растений.
2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья)
3.Растения степи перечислить.
__________________________________________________________
План рассказа. (Зоологи)
1.Отличительная черта степных животных.
2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас)
3.Животные степи перечислить.
_________________________________________________________
План рассказа. (Экологи)
1.Развитие отраслей сельского хозяйства в степи.
2.Экологические проблемы зоны степей.
3.Животные степи занесенные в Красную книгу.
4.Пути решения экологических проблем.