СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Окружающий мир» по теме: «Зона степей» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок изучения нового материала, восьмой урок по теме "Природа России". Соответствует требованиям ФГОС. Используются методы проблемного обучения, работа в группах и парах. Обращается особое внимание взаимооцениванию и самооцениванию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Окружающий мир» по теме: «Зона степей» 4 класс»











Конспект урока

«Окружающий мир»

4 класс



по теме:

«Зона степей»







Учитель Масюченко Т.Л.













2017/2018 учебный год

Тема урока: Зона степей.

Цель: познакомить учащихся с природной зоной степей.

Задачи:

- формировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе;

- развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь;

- формировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Личностные УУД:

- осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

- понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Регулятивные УУД:

- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- рассказывать о природной зоне по плану.

Коммуникативные УУД:

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий;

- показывать природную зону на карте природных зон;

- иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);

- моделировать цепи питания природной зоны;

- иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Тип урока: Изучение нового материала. (восьмой урок раздела «Природа России»).

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков; рабочая тетрадь; изображение дерева, листики; карта природных зон России; план характеристики природной зоны; толковый словарь; презентация «Растения и животные степи»; таблички с надписями: «Географы», «Ботаники», «Зоологи», «Синоптики», «Экологи».


Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

- С каким природными зонами мы познакомились на прошлых уроках?

- Какие интересные факты вы запомнили из изученных ранее природных зон?

- Прочитайте стихотворение. Все ли понятно? Что нужно сделать?

Правильно! Нужно собрать стихотворение.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,


Неоглядный простор!             

- И теперь прочитайте стихотворение. О чем оно? (В стихотворении описывается степь).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Зона степей)

III. Актуализация знаний.

(На доске изображение ствола дерева.)

- Я вам предлагаю украсить наше дерево знаний листочками. Но сначала сформулируйте и напишите на них вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке.

- Задайте ваши вопросы? (зачитывают некоторые вопросы)

- Повесьте ваши вопросы на дерево знаний.

- Сформулируйте цель нашего урока.

ЦЕЛЬ: Узнать, что такое зона степей.

- Как мы можем достичь цели нашего урока?

(Обратимся к источникам информации, работа в группах, в парах, расскажет учитель.)

- Молодцы. Предложите план работы. (Дети отвечают, учитель открывает слайд)

План.

1) Характеристика данной природной зоны: расположение, климат, растения, животные, деятельность человека, экологические проблемы этой зоны.

2) Закрепление изученного материала.

-Зачем вам нужны знания о природной зоне степей?

IV.Изучение нового материала.

1) Беседа

- Прочитайте 1 пункт плана. (характеристика зоны степей)

- Что вы уже знаете о степи? (высказывают предположения).

- Дайте определение слову степь?

- Где вы можете проверить верность ваших высказываний? ( В источниках информации). - Проверьте ваши предположения? (находят значение слова степь)

- Какие из высказанных предположений были верны?


2) Работа в группах.

- Сегодня мы с вами продолжаем работать в группах. Члены каждой группы сегодня на уроке выступят в роли ученых. Как называются люди, которые занимаются изучением месторасположения зоны? (географы)

- У нас на уроке будет работать группа географов.

- Как называются ученые, которые изучают климат? (синоптики)

- Как называются ученые, которые изучают растительность зоны, животный мир, деятельность человека проживающего в данной зоне и экологическое состояние зоны.

- У нас на уроке будет работать 5 групп ученых. (распределяет учитель)

- Вспомните правила работы в группах?

- Выберите капитана группы. Капитаны вытяните жребий для того, чтобы определить направление работы вашей группы.

- Ребята, где вы можете найти информацию о зоне степей? (Источники информации: учебник, интернет, презентация «Растения и животные степей», словарь, атлас-определитель, личный опыт).

- Капитаны, возьмите план работы вашей группы и дополнительный материал, который соответствуют направлению вашей работы. Время подготовки 7 минут.

- Ваше выступление на 2-3 минуты.

- Начинайте работать.

Физминутка

3) Сообщения групп.

Выступление групп. Один человек выступает. Дети группы дополняют ответ. Другие группы слушают, задают вопросы.

- Ребята оцените свою работу в группе.

- Капитаны, оцените работу каждого и группы в целом. (Шкала достижений)

V. Закрепление изученного материала.

1)Тест «Да – нет».

Прочитайте следующий пункт плана. Давайте проверим как внимательно вы слушали наших докладчиков.

Ответьте на вопросы «Верно ли, что…»: (работа с сигнальными карточками)

- зона степей расположена южнее зоны леса;

- в степной зоне холодное, дождливое лето;

- почвы в зоне степей очень плодородные;

- тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета;

- в степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны;

- в степной зоне часто идут ливневые дожди?

- кобылка - разновидность кузнечика?

2). Работа в парах.

- Откройте тетрадь на стр.55 , выполните задание № 5.

- Расскажите о составленной вами цепи питания.

VI.Итог урока. Рефлексия.

- Обратимся к нашему дереву с вопросами.

- На какой вопрос ты сегодня получил ответ? (Ребенок снимает листик и зачитывает вопрос, отвечает на него)

- Какие вопросы остались без ответа? Прочитайте их? Желающие дети могут взять с собой по одному листочку и найти на них ответ к следующему уроку окружающего мира.

- Появились ли новые вопросы о природной зоне - степи?

- Посмотрите на доску, продолжите одно из высказываний:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке мне понравилось…

- Сегодня на уроке мне было трудно…

Оценка работы учащихся на уроке.

VII. Д/з. Задания 1-4 в рабочей тетради, задания 7, 8, 9 по желанию.

Учебник стр.117 - рассказать о природной зоне по плану.




















План рассказа. (Географы)

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территория она занимает по сравнению с другими зонами?

3.На каких равнинах расположена зона степей?

4.Как выглядит земная поверхность зоны?

_________________________________________________________

План рассказа. (Синоптики)

1.Особенности климата летом.

2.Ветра?

3.Дожди?

__________________________________________________________

План рассказа. (Ботаники)

1.Общая особенность растений.

2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья)

3.Растения степи перечислить.

__________________________________________________________

План рассказа. (Зоологи)

1.Отличительная черта степных животных.

2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас)

3.Животные степи перечислить.

_________________________________________________________


План рассказа. (Экологи)

1.Развитие отраслей сельского хозяйства в степи.

2.Экологические проблемы зоны степей.

3.Животные степи занесенные в Красную книгу.

4.Пути решения экологических проблем.