МБОУ СОШ №3
Конспект показательного урока окружающего мира
по теме «Природные явления»
Учитель начальных классов
Снурницына О.А.
Цели: сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, дать понятие «ледостав», «изморозь»; сравнить физические свойства льда и снега; развивать любознательность, наблюдательность, память, речь; воспитывать навыки безопасного поведения в зимнее время.
Оборудование: карточки со словами, учебники, тетради.
Ход урока:
1.Организационное начало.
1) Приветствие.
-Прозвенел звонок,
начинается урок.
Ты, дружок, не зевай,
Делай выводы, узнавай.
2) Психологический настрой.
-Урок окружающего мира. Пожелайте друг другу удачи на уроке. С хорошим настроением приступаем к работе.
2.Проверка домашнего задания.
1).Индивидуальная работа по карточкам.
…. -это верхний плодородный слой земли.
...-самый плодородный слой почвы.
...-самая богатая перегноем почва.
Перечисли обитателей почвы:_______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2).Тестирование.
- В каких районах нашей планеты может отсутсвовать почвенный слой?
а) в степях;
б) в лесах;
в) в пустынях.
-Почва-это...
а) нижний слой земли;
б) средний слой земли;
в) верхний плодородный слой земли.
-Самая богатая перегноем почва-это..
а) серозем;
б) чернозем;
в) краснозем.
-Науку о почвах почвоведение создал русский ученый …
а) Докучаев;
б) Менделеев;
в) Ломоносов.
-Плодородие почвы не зависит...
а) от достаточного количества минеральных солей;
б) от перегноя;
в) от погоды.
-Плотные комья земли в старину разбивали...
а) сохой;
б) мотыгой;
в) бороной.
3. Работа по теме урока.
1) Постановка темы и цели урока.
Чтение стихотворения детьми.(Учебник с 97).
-Какое настроение выразил поэт?
-Какие природные явления он отметил?
-Когда выпал первый снег в этом году?
-Долго ли он пролежал?Почему?
-Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Какие вопросы мы будем рассматривать?
2)Работа в рабочей тетради (№94 с.44).
-Прочитайте и отгадайте загадку.
-Запишите отгадку. (Декабрь).
3) Работа в рабочей тетради (№95 с.44)
-Прочитайте задание к №95.
-Выполните его, работая в парах.
-Если затрудняетесь ответить на второй вопрос, обратитесь к с.22 учебника.
4) Работа с учебником с.22 и рабочей тетрадью №97 с.44.
-Откройте учебник на с.22. Давайте еще раз вспомним, чем необычен день 22 декабря?
(22 декабря-день зимнего солнцестояния, когда положение Солнца на небе самое низкое).
-Посмотрите на рисунок к №97 в рабочей тетради.
-Итак, как же изображено Солнце по отношению к Земле?
(Близко).
-Посмотртте на схеме, каково соотношение длительности дня и ночи 22 декабря?
(Ночь длиннее дня)
-Как вы думаете, так ли низко будет располагаться Солнце по отношению к Земле 23 сентября?
(Оно будет дальше отЗемли).
-Нарисуйте солнце на втором рисунке. Оно будет располагаться выше или ниже солнца на первом рисунке?
(Выше).
-Чем замечателен день 23 сентября?
(День осеннего равноденствия).
-Как вы понимаете слово «равноденствие»?
(День равен ночи).
-Изобразите на втором рисунке схематично, что день равен ночи.
5) Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.98.
-Прочитайте тему урока.
(Зима в природе).
-Предположите, какие вопросы мы рассмотрим в этой теме?
6)Работа с рубрикой «Вспомни изученное ранее).
-Читаем и отвечаем на вопросы учебника.
7) Самостоятельная работа с учебником (с98—100).
8) Беседа по прочитанному.
-Что называют снеговым покровом?
-Как со временем меняется снеговой покров?
-Какое явление называют ледоставом?
-В какое время заканчивается ледостав на самом глубоком озере мира Байкале и быстротечной реке Ангаре?
9) Сообщение учащегося о ледоставе.
-А теперь послушайте сообщение, в котором вы узнаете, как постепенно реки сковываются льдом.
Физкультминутка.
10)Загадки.
Белых пчел из синей тучи
Вылетает рой летучий.
Не гудят и не кусают,
На ладошке теплой тают. (Снежинки).
В белом бархате деревья-
И заборы, и деревья
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Изморозь).
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост-прозрачное стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед).
10)Самостоятельная работа с учебником (с.101).
-В чем сходность и различие снежинок, изморози и льда вы узнаете из учебника на с.101-102.
11)Работа в группах.
-Работаем в группах, отвечаем на вопросы.
1.Как в природе водяной пар превращается в кристаллики льда?
2. Как образуются снежинки?
3. Как происходит снегопад?
4. Что называют снегопадом?
5. Как образуется снежная крупа?
6. Что такое изморозь?Как она появляется?
12)Сообщение учащегося о ледяных узорах.
-Ребята, как вы думаете, почему появляется изморозь на стеклах окон? Об этом вам расскажет...
13) Загадки.
Не живая, ас ушами,
Зиму всю гуляет с нами:
Под ее ушами нашим
Никакой мороз не страшен. (Ушанка).
Славно греет пара печек
Из колечек от овечек. (Варежки).
13) Беседа.
-С приходом зимы происходят изменения не только в природе, но и в жизни человека. В чем заключаются эти изменения?
-О каких правилах безопасности нужно помнить человеку в зимний период?
4. Задание на дом.
-С.98-102, №98 (р.т.).
5. Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
-Что такое снегопад?
-Что такое снеговой покров?
-Какое явление называем ледоставом?
6.Рефлексия.
-С помощью сигнальных карточек покажите, понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу на уроке.
-Покажите, какое у вас настроение в конце урока?