Работа с эпиграфом к уроку – Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет… М.М. Рощин - О чем пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема? А из чего состоит дом, из каких помещений? Как вы считаете, комната может характеризовать того, кто в ней живет? - Определите цели занятия. - Как вы думаете, где нам может пригодиться умение описывать комнату? (Оцените свою работу в листе самооценки). | Анализируют эпиграф, определяют тему и цели урока.
Мотивация, определяют, людям каких профессий необходимо умение описывать помещение (писатель, дизайнер, художник, криминалист) | Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание (Р) целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Самоопределение, смыслообразование (Л) |
Работа с текстом на стр. 120-121. - Познакомьтесь с отрывком из воспоминаний о писателе Л.Андрееве. Определите, к какому типу речи относится текст. Какие типы речи вам еще известны? Он любил всё огромное. В огромном кабинете, на огромном письменном столе стояла у него огромная чернильница. Камин в кабинете был величиной с ворота, а сам кабинет — точно площадь. Его дом в деревне высился над всеми домами: каждое бревно стопудовое, фундамент — гранитные глыбы. Помню, незадолго до войны он показал мне чертёж грандиозного здания. - Что это за дом? — спросил я. - Это не дом, это стол, — отвечал Леонид Андреев. Оказалось, что он заказал архитектору проект многоэтажного стола, обыкновенный письменный стол был ему тесен и мал. Такое тяготение к огромному сказывалось у него на каждом шагу и свидетельствовало о широте и щедрости натуры. (По К. Чуковскому) - Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано? Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает особенности его характера. - Вернемся к эпиграфу: Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет… М.М. Рощин. Согласны ли вы с данным утверждением? - Выделите опорные слова, которые помогают сделать вывод о том, что перед нами текст-описание кабинета. Как такие детали называются? Вспомните термин. (Оцените свою работу в листе самооценки). Физкультминутка. У меня красивый дом, (согнутые в локтях руки перед собой, соединяют пальцы) Я живу с рожденья в нем (шагают на месте) Потолки в нем – вот такие, ( тянемся вверх) А все комнаты – большие (руки в стороны, поворачиваем голову вправо-влево) Милый дом, родной мой дом – (хлопают в ладоши) Хорошо, уютно в нем! (Приседают, сложив руки крышей) Предлагаю вам поиграть. Запишите в тетрадь перечень «говорящих» деталей, характерных для комнат людей, занимающихся различными видами деятельности (1 ряд спортсмен, 2 – путешественник, 3 – художник). Кто больше? Давайте проверим, возьмите карандаш и отметьте плюсами детали, названные вашим одноклассником (Оцените свою работу в листе самооценки). | Дают характеристику описанию. Перечисляют типы речи.
Анализируют текст в парах. Определяют тип речи. Зачитывают описание кабинета Леонида Андреева, доказывают, что кабинет отражает характер писателя. Называют «говорящие» детали, свидетельствующие о том, что Л. Андреев писатель (кабинет, письменный стол, чернильница). Подбирают «говорящие» детали по заданной теме. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
- Что нам нужно, чтобы написать сочинение-описание комнаты? Сейчас вам предстоит разделиться на группы и выбрать капитана, который поможет мне распределить задания. Каждой группе предстоит поработать с предложенными материалами и выполнить свое задание, связанное с композицией, лексикой, основной мыслью, темой и с «говорящими» деталями. Время выполнения 5 мин. Группа, закончившая работу дружно взявшись за руки, поднимает их вверх. Групповая работа Карточка 1 Слова для справок Прочитайте и запомните написание слов: Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер, картина, потолок, шифоньер, ламинат, линолеум, письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине. 2. Работа с памяткой Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”. Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! - Любое сочинение-описание пишется по плану. 1. Общее впечатление. 2. Описание деталей. 3. Ваше отношение к предмету описания. Примерный план описания I. Помещение. (Комната, которую я вижу на картинке, … Размеры комнаты (какие?)… Стены (какие?)…. Окно (какое?)… Полы (какие?)…. II. Мебель. Стол (какая?)…. Стулья (какие?)…. Диван (какой?)… Шкаф (какой?)…. III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.). 3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты. Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения: Мы живём в доме на втором этаже. В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна. 2) У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного. Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра. Мне очень нравится моя уютная комната. - Во 2 тексте автор лучше описывает комнату. В 1 тексте есть много ошибок: 1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно. 2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате. 3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»). 4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их. -Как вы думаете, о чем вы еще не сказали? ( Конечно, второй текст лучше описывает комнату, но все же в нем чего-то не хватает. Давайте вернемся к эпиграфу. “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”) Индивидуальное задание одной из групп. Добавьте в текст, который кажется вам более правильным «говорящие» детали. Не забывайте оценивать результаты своей работы. (Оцените свою работу в листе самооценки). Возвращаемся на свои места, следующий этап работы вы будете проводить в парах. 4. Создайте с помощью карточек свое сочинение-описание комнаты по предложенным картинкам, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя. (задание № 5 на стр. 121). (Оцените свою работу в листе самооценки). | Делятся на четыре группы. Выбирают капитана команды Знакомятся со словами на карточке Знакомятся с памяткой “Как написать сочинение-описание помещения”, работают с ней Анализируют два текста и объясняют их недостатки. I группа рассматривает тексты с точки зрения структуры текста (см. план) II группа рассматривает тексты с точки зрения лексики (см. существительные, прилагательные) III группа рассматривает тексты с точки зрения темы и основной мысли текста IV группа рассматривает тексты с точки зрения наличия говорящих деталей и добавляет их. Сильные учащиеся в процессе работы консультируют более слабых учащихся. Выступает один человек из группы. (Наша группа поработала с памяткой. Прочитала два текста и пришла к выводу, что требованиям к сочинению-описанию соответствует текст №…, потому что…) В ходе ответов каждой группы, дети делают пометки в своих материалах, обозначают тему и основную мысль текста, подчеркивают прилагательные, указывают названия частей текста, вписывают в пропуски «говорящие» детали. Учащиеся работают в парах. Зачитывают 2-3 сочинения, учащиеся работают с памятками и словами для справок. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; извлекать информацию, представленную в разных формах (фотографии); преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе фото, плана составлять рассказ) (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей (Л) (П) Контроль, коррекция, оценка(Р) |