СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока:"Органические вещества клетки.Белки и углеводы."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока:"Органические вещества клетки.Белки и углеводы."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока:"Органические вещества клетки.Белки и углеводы."»

Конспект урока биологии

по теме:

Органические вещества клетки. Белки.


Тип урока – изучение нового материала.

Цель: Изучить строение и свойства белковой молекулы как одной из самой высокоорганизованной структурной единицы живой материи на Земле.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания учащихся по теме «Органические вещества клетки», Изучить роль белков в организме и их синтез.

Развивающая: развитие умения учащихся работать в бригадах и индивидуально; совершенствование монологической речи, логического мышления, расширения биологического словарного запаса.

Воспитывающая: воспитание коммуникативной культуры учащихся, способности работать в коллективе.

Учащиеся должны знать: определения понятий «ренатурация, денатурация, белок».

Учащиеся должны уметь: Работать с материалом учебника, уметь характеризовать состав, строение белков

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дети! Прошу садиться. Сейчас у вас есть несколько минут на повторение домашнего задания.

  1. Актуализация знаний(тест)

Итак, первый вопрос:

В каких продуктах содержаться углеводы:
1.
Мясо, молоко
2.Хлеб, сахар
3.Вода, масло
4. Ветчина, картофель

Второй вопрос:

Строительная функция углеводов состоит в том, что они:
1.
являются биополимерами
2.способны растворяться в воде
3.служат запасным веществом клетки
4.образуют целлюлозную клеточную стенку у растений

Третий вопрос:

Липиды:
1.
хорошо растворяются в воде
2.не растворяются в воде

Чевертый вопрос:

К простым углеводам не относится:
1.
глюкоза
2.крахмал
3.фруктоза
4. рибоза

  1. Изучение нового материала

Молодцы, ребята! А сейчас, перед тем как приступить к изучению новой темы, мы ответим на несколько вопросов:

        1. Продукты богатые какими органическими веществами широко используют бидибилдеры и культуристы, для наращивания мышечной массы??

        2. Какой крем на торте самый вкусный??

        3. Что составляет большую часть куриного яйца??

Правильно, это белок

Записываем тему урока: Органические вещества клетки. Белки.

Цель сегодняшнего урока: Изучить строение и свойства белковой молекулы как одной из самой высокоорганизованной структурной единицы живой материи на Земле. Познакомится с понятиями денатурация и ренатурация.

Давайте познакомимся с высказыванием Ф.Энгельса: "Жизнь – это способ существования белковых тел«

Расскажите, как вы его понимаете?

Какие биологические понятия здесь есть? (ответы детей)

План урока

  • 1.Определение понятия «белок». Состав белка.

  • 2.Структура белков (уровень организации белковой молекулы).

  • 3. Функции белков в организме.

  • 4.Денатурация и ренатурация.

  • 5.Выводы.

1.Давайте запишем определение понятия белок: Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения, мономерами которых служат аминокислоты. В состав белка входят следующие элементы, внимание на доску.

2. Принято выделять 4 уровня структурной организации белков: первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. Хотя такое деление несколько устарело, им продолжают пользоваться

Первичная структура

Пример выравнивания аминокислотных последовательностей белков (гемоглобинов) из разных организмов

Первичная структура — последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи.

Вторичная структура

Вторичная структура — локальное упорядочивание фрагмента полипептидной цепи, стабилизированное водородными связями

Третичная структура

Существование белка в виде глобулы


ковалентные связи (между двумя остатками цистеина — дисульфидные мостики);

ионные связи между противоположно заряженными боковыми группами аминокислотных остатков;

водородные связи;

гидрофобные взаимодействия. При взаимодействии с окружающими молекулами воды белковая молекула сворачивается так, чтобы неполярные боковые группы аминокислот оказались изолированы от водного раствора; на поверхности молекулы оказываются полярные гидрофильные боковые группы.

Четвертичная структура

Четвертичная структура (или субъединичная, доменная) — взаимное расположение нескольких полипептидных цепей в составе единого белкового комплекса. Белковые молекулы, входящие в состав белка с четвертичной структурой, образуются на рибосомах по отдельности и лишь после окончания синтеза образуют общую надмолекулярную структуру. В состав белка с четвертичной структурой могут входить как идентичные, так и различающиеся полипептидные цепочки. В стабилизации четвертичной структуры принимают участие те же типы взаимодействий, что и в стабилизации третичной. Надмолекулярные белковые комплексы могут состоять из десятков молекул.


3.Сейчас берем со столов карточки и начинаем с ними работать. Объяснение учителя.

Карточка№1

Казеин

Клейковина

Казеи́н — сложный белок, образующийся из предшественника казеина — казеиногена при створаживании молока. Казеин (казеионоген) присутствует в молоке в связанном виде как соль кальция (казеинат кальция). азеин (казеиноген) является одним из основных белков молока, сыров, творога и других молочных продуктов наряду с сывороточными белками (альбумины и др.). Содержание в коровьем молоке — 78-87 % от всех белков. 

Клейкови́на, глюте́н  — понятие, объединяющее группу запасающих белков, обнаруженных в семенах злаковых растений, в особенности пшеницы, ржи и ячменя. Термином «клейковина» обозначаются белки фракции проламинов и глютелинов, причём часть клейковины приходится на долю первых.

Клейковина была впервые выделена Чезаре Беккариа из муки.


Карточка №2

Коллаген

Кератин

Коллаген — фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани организма (сухожилие, кость, хрящ, дерма и т. п.) и обеспечивающий её прочность и эластичность. Коллаген обнаружен у многоклеточных животных; отсутствует у растений, бактерий, вирусов, простейших и грибов. Коллаген — основной компонент соединительной ткани и самый распространённый белок у млекопитающих , составляющий от 25 % до 35 % белков во всём теле.

Кератины — семейство фибриллярных белков, обладающих механической прочностью, которая среди материалов биологического происхождения уступает лишь хитину. В основном из кератинов состоят роговые производные эпидермиса кожи — такие структуры, как волосы, ногти, рога носорогов, перья и рамфотека клюва птиц и др.


Карта №3

Актин

Миозин

Актин — белок, один из основных компонентов цитоскелета эукариотических клеток. Вместе с белком миозином образует основные сократительные элементы мышц .

Миозин — фибриллярный белок, один из главных компонентов сократительных волокон мышц — миофибрилл. Составляет 40—60 % общего количества мышечных белков. При соединении миозина с другим белком миофибрилл (актином) образуется актомиозин — основной структурный элемент сократительной системы мышц.



Карта №4

Каталитическая функция


Строительная


Запасающая


Двигательная


Регуляторная

Инсулин, гормон роста

Защитная

Интерферон

Транспортная

гемоглобин

Энергетическая



4. Денатурация Опыт №1


Денатурацией белка называют любые изменения в его биологической активности и/или физико-химических свойствах, связанные с потерей четвертичной, третичной или вторичной структуры . Как правило, белки достаточно стабильны в тех условиях (температура, pH и др.), в которых они в норме функционируют в организме. Резкое изменение этих условий приводит к денатурации белка. В зависимости от природы денатурирующего агента выделяют механическую (сильное перемешивание или встряхивание), физическую (нагревание, охлаждение, облучение, обработка ультразвуком) и химическую (кислоты и щёлочи, поверхностно-активные вещества, мочевина) денатурацию.

Денатурация белка может быть полной или частичной, обратимой или необратимой. Самый известный случай необратимой денатурации белка в быту — это приготовление куриного яйца, когда под воздействием высокой температуры растворимый в воде прозрачный белок овальбумин становится плотным, нерастворимым и непрозрачным. Денатурация в некоторых случаях обратима, как в случае осаждения водорастворимых белков с помощью солей аммония, и используется как способ их очистки.

Опыт №2

Ренатурация — процесс, обратный денатурации, при котором белки возвращают свою природную структуру.

5. Выводы:

  • Белки – обязательный компонент всех клеточных структур.

  • Белки – совершенно исключительные вещества, без которых не может обойтись ни одно живое существо.

  • Строении и свойства веществ познаваемы, какими сложными эти вещества не были бы.

  • Знание свойств и строения веществ имеют не только познавательное , но практическое значение.



  1. Закрепление. Рефлексия.

  2. Итоги урока. Запишите домашнее задание:

Домашнее задание:
Параграф 2.5, вопросы стр. 47