Тема: «Совесть»
Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирование понятия «совесть».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;
развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.
Предметные результаты:
усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля»;
объективно оценивать свои и чужие поступки;
понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текстах, таблицах, схемах и др.);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;
сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.
Оборудование:
Дидактические материалы:
учебник "Основы светской этики. 4-5 класс"
раздаточный материал для групповой работы (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки)
Ход урока:
l. Организационный момент.
Психогимнастика « Искорка добра»
В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто , когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся.
II. Актуализация знаний.
На предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми понятиями. Давайте их вспомним.
- Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это ... (СТЫД и ВИНА)
- Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это ... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)
(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)
Обобщение учителя:
Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)
III. Формулирование темы, цели урока.
Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ.
- Ребята, а что вы знаете и хотели бы узнать на этом уроке о совести? (Ответы детей)
(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести" и др.)
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.
III. Работа по теме урока.
1. Углубление в тему урока. Работа над содержанием рассказа "Поступок Гены" (стр.32-33).
Я предлагаю познакомиться рассказом "Поступок Гены"! (звучит рассказ)
- Понравился ли вам рассказ?
- А понравился ли вам главный герой? Почему произошла неприятность? (Гена думал только о себе)
- Как вы оцениваете поступок Гены?
-Почему Гена решил исправиться? (Стало стыдно, мучала совесть, стал жить по -совести)
- А какой урок вы получили для себя после знакомства с рассказом? (Ответы детей)
Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
2. Работа в группах.
- А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить выделенные словосочетания. (Обсуждение в группах)
1 ЗАДАНИЕ.
1 группа: Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. (Пушкин А. С.)
2 группа: Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)
3 группа: Совесть — верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Толстой Л. Н.)
2 ЗАДАНИЕ.
1 группа. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова. Запишите на своем листе.
СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;
ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;
СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;
ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);
ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;
Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
2 группа. Вашей группе необходимо посмотреть в разных источниках, как там раскрывается понятие СОВЕСТЬ и выделить главные слова. Запишите на своем листе.
Толковый словарь В.Н.Даля:
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Толковый словарь Ожегова:
Совесть - Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Интернет-Википедия:
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).
3 группа. Изучите карточку и найти ответ, какие чувства сопутствуют совести? Запишите на своем листе эти чувства.
Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.
(Если ты делаешь что-то на совесть, то от этого получаешь удовольствие. Неудовлетворенность рождает муки совести, раскаяния.)
Обобщение учителя: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.
3. Работа с текстом учебника.
С.26- 31 чтение с карандашом. Отмечаем важные, несказанные моменты.
4.Тренировка совести.
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - постоянно размышлять над тем, что ты совершил! Всегда применять правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.
Всегда говори правду.
Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи) - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма.
Обобщение учителя: Голос совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.
VI. Применение знаний.
1. Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.
- Согласны ли вы с утверждениями:
у всех людей есть совесть;
бессовестному человеку жить легче;
плохих людей, преступников совесть не мучает;
"голос совести" можно услышать только после совершения плохого поступка;
ВЫВОД (Обобщение учителя):
Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
Зажжём огоньки совести и споём песню…
VII. Рефлексия. Оценка.
- Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)
Обобщение учителя:
- Активно работали на уроке….
- Интересны были высказывания…
VIII. Итог.
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда - то совершил. ( Э. Асадов)
IХ. Домашнее задание.
1. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.
2. Подберите пословицы о совести.