СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ. (ОПК) Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» Тема урока: Подвиг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОПК " Подвиг"с презентацией Знакомство учащихся с православным пониманием слов ""жертва", "подвиг", "подвижник".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока а ОРКСЭ»

ГБОУ «Школа № 979»

Тимтишина С.А.


Конспект урока ОРКСЭ. (ОПК)

Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»


Тема урока: Подвиг.

Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».


Задачи:

1) формировать у учащихся представления о значении подвига и раскрыть взаимосвязь слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

2) выяснить , в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.

3) поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.


Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, тетради,карточки, словари.

Ход урока.

1.Орг. момент

2. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, у вас на парте есть карточки с заданием:

На карточке записаны слова: пoдвиг, жаднoсть, кoрысть, жертва, щедрoсть, пoдвижник, эгoизм. (слайд 2)

-Ребята, подчеркните слова, которые, по- вашему, обозначают важнейшие нравственные понятия. Обсудите с соседом свою работу.

3. Актуализация знаний

Среди записанных слов, есть те слова, которые определят, о чём пойдёт речь на уроке. Это «подвиг», « жертва» и «подвижник.»!

Тема нашего урока «Подвиг»

- А что такое «подвиг»? .

-А теперь запишите на листе слова, которые, по-вашему мнению, имеют отношение к слову «подвиг».

Дети записывают слова. После обсуждения учитель выписывает слова, подобранные детьми, на доску ( Например: Родина, герой, смелость и т.д.).

Исследовательская работа.

Давайте рассмотрим, как слово подвиг трактуется в разных словарях. ( дети ищут и зачитывают определения из словарей Ожегова, Ушакова, Кузнецова, Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской)(Слайд )3

По мере работы со словарями дети находят и записывают синонимы к слову «Подвиг»: поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.(Слайд 4)

- Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову «подвиг»? (двигаться, движение и т.д.).

-Можем ли мы сказать, что подвиг- это движение.

-А какое это движение?

-Куда может двигаться человек, совершающий подвиг?

- Можем ли мы назвать любое движение подвигом?

-Ребята, а можете ли вы объяснить значение слов «жертва», «подвижник»?

4.Знакомство с новым материалом.

-А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 62.

(Чтение.)

При чтении обратите внимание на отношение между подвигом и эгоизмом.

Обсуждение прочитанного.

-Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм».(любовь к себе, себялюбие)

-Что противоположно эгоизму?

(Любовь.)

-Как можно назвать шаг от эгоизма к любви?

(Подвиг).

-Подвиг – это движение в сторону чего?(к добру)

-Ради кого могут совершаться подвиги? (Слайд 5)

(Ради самого себя. Ради другого человека. Ради Бога.)

-Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг».

-Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

-На стр.63 прочитаем притчу о подвижнике.

-Кто такой, «подвижник»? (Слайд 6)

-Можно ли сказать, что Акакий совершил подвиг? Почему?

На стр. 63прочитаем рубрику «это интересно». Можете ли вы сказать , что Наталья совершила подвиг?

- Давйте сравним как мы определяли, что такое «Подвиг» в начале урока и конце.

- Изменилось ли наше восприятие или осталось прежним? Если изменилось, то как?

Ребята, как вы думаете, совершаются ли подвиги в мирное время?

(дети приводят примеры).

Учитель рассказывает «Притчу о жертве ребёнка»(Слайд 7,8)

Многие бы из нас поступили бы так же? Нет.

А вот маленький ребёнок смог это сделать! Нам есть чему у него поучиться.

Вывод:

Человек ставит перед собой цель. Стать хорошим спортсменом, победить в олимпиаде, научиться хорошо играть на скрипке. Для достижения этой цели он отказывается от того, что может помешать ему. Это подвиг ради себя

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.

Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.

Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу, приносимая христианином – это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идет путем подвижничества.

Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Займемся христианским подвигом.

Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.

Жертва – то, что по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.


5.Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке?

Какие новые определения и понятия нам встретились?

М. Горький в своей книге говорил: (слайд 9)

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

6.Д/з .учебник стр. 63 вопрос 3

Просмотр содержимого презентации
«Подвиг»

Подвиг Урок ОПК № 19 Тимтишина СА. ГБОУ «Школа «979»

Подвиг

Урок ОПК № 19

Тимтишина СА.

ГБОУ «Школа «979»

пoдвиг  жаднoсть кoрысть жертва  щедрoсть  пoдвижник эгoизм

пoдвиг

жаднoсть

кoрысть

жертва

щедрoсть

пoдвижник

эгoизм

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти .

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти .

Синонимы: поступок деяние  шаг  действие заслуга работа .

Синонимы: поступок деяние

шаг

действие заслуга

работа .

Подвиг Ради самого себя Ради Бога Ради другого человека

Подвиг

Ради самого себя

Ради Бога

Ради другого человека

Подвижник -человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Подвижник -человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Притча о жертве ребёнка В больнице лежала больная девочка. Она очень тяжело болела. Единственное, что могло спасти ее жизнь, - это переливание крови от ее маленького брата.    Объяснив процедуру переливания крови, врач спросил мальчика, согласен ли он дать свою кровь сестре.    Малыш сначала побледнел, посмотрел на мать в нерешительности, но тут же утвердительно кивнул головой и сказал:   - Да, я согласен, если это спасет Лизу.    Во время переливания крови он лежал на койке, поставленной рядом с кроватью Лизы. По временам он поворачивал к ней лицо и улыбался. Потом выражение его изменилось, он взглянул на стоящего рядом доктора и спросил:   - Когда я начну умирать?   - Умирать? - удивился врач. - Ты не умрешь. Мы только дадим Лизе немножко твоей крови. 

Притча о жертве ребёнка

В больнице лежала больная девочка. Она очень тяжело болела. Единственное, что могло спасти ее жизнь, - это переливание крови от ее маленького брата.  Объяснив процедуру переливания крови, врач спросил мальчика, согласен ли он дать свою кровь сестре.  Малыш сначала побледнел, посмотрел на мать в нерешительности, но тут же утвердительно кивнул головой и сказал:  - Да, я согласен, если это спасет Лизу.  Во время переливания крови он лежал на койке, поставленной рядом с кроватью Лизы. По временам он поворачивал к ней лицо и улыбался. Потом выражение его изменилось, он взглянул на стоящего рядом доктора и спросил:  - Когда я начну умирать?  - Умирать? - удивился врач. - Ты не умрешь. Мы только дадим Лизе немножко твоей крови. 

Малыш с облегчением вздохнул и широко улыбнулся.   Бедный мальчик думал, что всю его кровь перельют Лизе. И он дал на это свое согласие! Он жертвовал своей жизнью, чтобы спасти жизнь сестры.    Для тех, которые знают, что мальчику не угрожала никакая опасность, его подвиг может показаться незначительным. Но сам - то он не знал этого. Для него это была смерть. Он сознательно отдавал себя на смерть ради Лизы . 

Малыш с облегчением вздохнул и широко улыбнулся.  Бедный мальчик думал, что всю его кровь перельют Лизе. И он дал на это свое согласие! Он жертвовал своей жизнью, чтобы спасти жизнь сестры.  Для тех, которые знают, что мальчику не угрожала никакая опасность, его подвиг может показаться незначительным. Но сам - то он не знал этого. Для него это была смерть. Он сознательно отдавал себя на смерть ради Лизы . 

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».  М. Горький

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

М. Горький

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!