Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.
Задачи урока:
Образовательная : узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель, усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи.
Развивающая: развивать коммуникативность, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Воспитывающая: учить правильному поведению в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Ожидаемые результаты:
После проведения урока учащиеся смогут
- осознать значение праздника Пасхи для православного человека;
- усвоить понятия Спаситель, Пасха Христова, Воскресение;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
- владеть действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
- владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова.
План занятия:
I.Организационный блок.
II. Мотивационный блок.
III.Информационно- аналитический блок.
IV. Итог урока.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ресурсное обеспечение занятия:
- Компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
-аудиозаписи;
- учебник.
Ход урока.
I.Организационный блок.
1. Организация деятельности учащихся.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Что означают слова воплощение, Богочеловек?
- Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям.
II. Мотивационный блок.
1. Создание проблемной ситуации.
- На прошлом уроке мы говорили о казни Иисуса Христа. Как вы думаете, заканчивается ли история Христа его казнью? Почему? Обоснуйте свой ответ.
(Выслушиваю ответы учащихся).
2. Постановка темы и целей урока.
- Действительно, история Христа не заканчивается его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни — воскрес.
-Ребята, кто из вас догадался , о чём, мы будем говорить сегодня на уроке?
- Откройте учебник на странице 59 учебника и проверьте, верны ли ваши предположения.
(Дети читают:
Вы узнаете:
Что воскресенье не только день недели.
Что такое Пасха.
Как празднуют Пасху).
III.Информационно- аналитический блок.
1. Словарная работа.
- Как вы думаете, что означает слово Воскресенье?
- Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение — день возобновления жизни.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут.
2. Работа с иллюстрацией учебника.

3. Самостоятельная работа.
-Самостоятельно прочитайте текст на с.30-31.
4. Работа в группах.
- Подготовьте ответ на предложенный вопрос, пользуясь информацией учебника.
1 группа — Что означает имя Иисус?
2 группа — Что угражало раньше и угрожает людям в наше время?
3 группа — Как вы понимаете выражение «Он берет на себя грехи всего мира»?
4 группа — Какое значение для православных людей имеет воскрешение Христа?
5 группа — Какие образы в природе напоминают верующим о Пасхе и почему?
5. Сообщение учащегося.
Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток-21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна-это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние-самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом-так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
(Сообщение сопровождает аудиозапись: « Пасхальный звон»,
«Светлый праздник. С. Рахманинов»).
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/8
5. Чтение учителем отрывка из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».
(Отрывки из главы «Чистый понедельник», «Пасха»).
6.Беседа.
- Сравните чувства, которые вызывают у мальчика дни поста, предшествующего Пасхе, и начало праздника Пасхи.
7. Коллективное чтение.
(Дети читают текст на с. 29-31. Текст дополняется просмотром презентации).
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает преход, избавление).
Слайд №1.
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения-пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется крестный ход) и поют радостные пасхальные гимны.
Слайд №2, аудиозапись.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется похристосоваться. Сказал Христос «воскресе», подарил яйцо — и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!» Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Слайд №3.
Главный подарок этого праздника — пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь — поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому право-славные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.
Слайд №4.
После ночной пасхальной службы христиане приступаютк пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока.
Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже вгоды Великой Отечественной войны, когда была нехватка про-дуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока,а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои
дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.
Слайд №5.
Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют
ее тоже сорок дней подряд.
Слайд №6.
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии .крестного хода.. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий
звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
Слайд №7.
8. Чтение стихотворения А. Майкова.
(Ученик читает выразительно заранее подготовленное стихотворение).
Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»?
9. Беседа.
- Ребята,чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»?
IV. Итог урока.
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спа-
сителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением
Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные
дни?
4. Как звучит главный пасхальный гимн?
5. В чем состоит христианский пост?
V. Рефлексия.
VI Домашнее задание.
- Поговорите с родителями и приготовьте устный рассказ на тему «Пасхальные обычаи моей семьи».