СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ "Пасха" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учеников с историей возникновения главного праздника православных христиан как смысла их веры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Пасха" 4 класс»



Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.



Задачи урока:

Образовательная : узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель, усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи.

Развивающая: развивать коммуникативность, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Воспитывающая: учить правильному поведению в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.



Ожидаемые результаты:

После проведения урока учащиеся смогут

- осознать значение праздника Пасхи для православного человека;

- усвоить понятия Спаситель, Пасха Христова, Воскресение;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

- владеть действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

- владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.



Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова.



План занятия:

I.Организационный блок.

II. Мотивационный блок.

III.Информационно- аналитический блок.

IV. Итог урока.

    V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.



Ресурсное обеспечение занятия:

- Компьютер;

- мультимедийный проектор;

- презентация;

-аудиозаписи;

- учебник.
















































Ход урока.


I.Организационный блок.

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- Что означают слова воплощение, Богочеловек?

- Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям.

II. Мотивационный блок.

1. Создание проблемной ситуации.

- На прошлом уроке мы говорили о казни Иисуса Христа. Как вы думаете, заканчивается ли история Христа его казнью? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Выслушиваю ответы учащихся).

2. Постановка темы и целей урока.

- Действительно, история Христа не заканчивается его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни — воскрес.

-Ребята, кто из вас догадался , о чём, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Откройте учебник на странице 59 учебника и проверьте, верны ли ваши предположения.

(Дети читают:

Вы узнаете:

Что воскресенье не только день недели.

Что такое Пасха.

Как празднуют Пасху).

III.Информационно- аналитический блок.

1. Словарная работа.

- Как вы думаете, что означает слово Воскресенье?

- Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение — день возобновления жизни.

Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.

Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут.

2. Работа с иллюстрацией учебника.







3. Самостоятельная работа.

-Самостоятельно прочитайте текст на с.30-31.

4. Работа в группах.

- Подготовьте ответ на предложенный вопрос, пользуясь информацией учебника.

1 группа — Что означает имя Иисус?

2 группа — Что угражало раньше и угрожает людям в наше время?

3 группа — Как вы понимаете выражение «Он берет на себя грехи всего мира»?

4 группа — Какое значение для православных людей имеет воскрешение Христа?

5 группа — Какие образы в природе напоминают верующим о Пасхе и почему?


5. Сообщение учащегося.

Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток-21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна-это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние-самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом-так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

(Сообщение сопровождает аудиозапись: « Пасхальный звон»,


«Светлый праздник. С. Рахманинов»).

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/8


5. Чтение учителем отрывка из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

(Отрывки из главы «Чистый понедельник», «Пасха»).



6.Беседа.

- Сравните чувства, которые вызывают у мальчика дни поста, предшествующего Пасхе, и начало праздника Пасхи.


7. Коллективное чтение.


(Дети читают текст на с. 29-31. Текст дополняется просмотром презентации).

В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает преход, избавление).

Слайд №1.


Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения-пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется крестный ход) и поют радостные пасхальные гимны.

Слайд №2, аудиозапись.


На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется похристосоваться. Сказал Христос «воскресе», подарил яйцо — и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!» Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Слайд №3.


Главный подарок этого праздника — пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь — поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому право-славные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.

Слайд №4.


После ночной пасхальной службы христиане приступаютк пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока.

Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже вгоды Великой Отечественной войны, когда была нехватка про-дуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока,а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои

дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Слайд №5.


Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют

ее тоже сорок дней подряд.

Слайд №6.



Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии .крестного хода.. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий

звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

Слайд №7.


8. Чтение стихотворения А. Майкова.

(Ученик читает выразительно заранее подготовленное стихотворение).


Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»?

9. Беседа.


- Ребята,чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»?


    IV. Итог урока.

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спа-

сителя?


2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением

Христа?


3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные

дни?

4. Как звучит главный пасхальный гимн?

5. В чем состоит христианский пост?

    V. Рефлексия.

VI Домашнее задание.

- Поговорите с родителями и приготовьте устный рассказ на тему «Пасхальные обычаи моей семьи».