МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 7 классе
на тему:
«Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Подготовила и провела:
Храпцова Ю.Н.
учитель русского языка и литературы
п. Преображенский, 2016 г.
Цели урока:
обучающие: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
воспитывающие: воспитание духовности, нравственности учащихся;
развивающие: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.
Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.
II. Актуализация знаний.
Литературная разминка (Слайд 1).
Кроссворд «Угадайте фамилии чеховских героев»).
Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».)
2. Слово учителя.
Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональным писателем и профессиональным врачом. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Формулировка темы урока.
- Ребята, с произведениями А.П.Чехова вы знакомы давно. Какие это произведения?
- А чему они посвящены?
Сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)
Тема урока. (Слайд 2)
III. Целеполагание.
А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя.
Цель урока: провести небольшое исследование рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и в ходе анализа рассказа выяснить, какие человеческие пороки высмеивает автор, какие средства создания комического использует.
Проверка домашнего задания.
Работа в парах
Для того, чтобы работать с рассказом «Хамелеон», нам нужно вспомнить теорию литературы.
Выполнение задания на знание литературоведческих терминов «Терминологическое лото»
Прием “Кластер”. Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)
(Слайд 3.)

Анализ рассказа. Коллективная работа.
- Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?
Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.
(Слайд 4)
- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.
- Вот через базарную площадь……
- Что несут эти служители закона?
/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/
- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.
- Посмотрим на Очумелова.
От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/
Работа в группах
Карточка№1
Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?
Карточка№2
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Карточка № 3.
Проследите за тем, как ведет себя толпа. Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей?
- Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?
- Что ими движет? (Любопытство) Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”?
Вывод: Мы видим перед собой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.
- В рассказе не встречается слово «хамелеон». Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?
Дайте определение. Кто такой хамелеон? Что обозначает явление, называемое «хамелеонством»?
Хамелеон – это: (Слайд 5)
1) разновидность ящериц, способных менять свой цвет в зависимости от окружающей среды
2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.
Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество.
- Кого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова, который меняет своё мнение? Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Варианты ответов:
Хамелеон - Очумелов.
Хамелеоны - Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце - смеётся и злорадствует.)
Хамелеонство – это моментальное изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду обстоятельств. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Так ли вы представляли себе героев этого произведения? (Слайд 6)
- Ребята, а какие пороки скрываются за понятием «хамелеонство»?
Вывод: Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
- Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?
(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер)
- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Встречались ли вам такие?
Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.
Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
Подведение итога урока. Прием «Решето»
- Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно! Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество.
- Вместо крыжовника мы с вами конфискуем те пороки, которые есть у героев рассказа «Хамелеон» и не должно быть у нас с вами! Выберите карточки и отложите их. (В одну сторону – карточки с плохими качествами, а в другую – с хорошими). Объясните свой выбор.
(остались карточки со словами «добро», «милосердие», «честность» и т.д.)
Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.
Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.
Хамелеонство — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».
Рефлексия. (Слайд 7)
Подведение итогов учебного занятия.
- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Сегодня было интересно…
- Мне захотелось…
- Урок дал мне для жизни…
Заключительное слово учителя.
Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.
- Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.
Домашнее задание: Прочитать рассказ «Злоумышленник»
Лицемерие
Угодничество
Чинопочитание
Приспособленчество
Взяточничество
Подхалимство
Добро
Милосердие
Честность
Порядочность
Отзывчивость
Вежливость
Юмор – | изображение героев в смешном виде. Добрый, веселый смех. |
Сатира – | высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. |
Подтекст – | скрытый смысл. |
Художественная деталь – | предметная подробность, несущая значительную смысловую нагрузку. |
Гипербола – | преувеличение с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли |
Композиция – | построение художественного произведения |
Карточка№1
Проследите за тем, как говорит Очумелов?
Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя.
Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?
Карточка№2
Проследите за тем, как говорит Хрюкин?
Как вы охарактеризуете его речь?
Найдите описание внешности героя.
Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Карточка № 3.
Проследите за тем, как ведет себя толпа. Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей?
- Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?
- Что ими движет? (Любопытство)
IV. Анализ рассказа
– Назовите действующих лиц рассказа.
– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)
– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)
– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)
– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)
– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)
– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.
– А кто же “пострадавший”? Зачитать.
– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)
– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?
– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)
– Как дальше разворачиваются действия?
– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)
– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)
– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)
– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)
– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?
– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)
– Зачитайте рассуждения Очумелова.
– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)
– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)
– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)
– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)
– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)
– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.
– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)
– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)
– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)
– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)
– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)
– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)
Записать определение в тетрадь
– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)
V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах
– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)
– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.
Работа в группах (Слайд 9)
I группа
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.
Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.
II группа
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.
Ассоциативные ряды:
Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…
Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.
III группа
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
IV группа
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
V группа
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
VI группа
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.
– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)
VII группа
Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)
– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.
VI. Чтение рассказа по ролям
VII. Подведение итогов
– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)
1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.
14