Конспект урока экологии в 10 классе
Тема: Основы рационального природопользования.
Цель: расширить и углубить представления о целостности экологических систем, сформировать понятие о рациональном природопользовании.
Задачи: 1. познакомить учащихся с основами рационального
природопользования;
2. сформировать ответственное отношение к природе;
3. развивать познавательный интерес школьников, логическое
мышление, умение преодолевать трудности и работать в
команде.
Основные понятия: природные ресурсы, экологическое сознание, заповедная территория.
Средства обучения: слайд-шоу, картины и фотографии, альбомы о старожилах Уймонской долины, географические карты с обозначением место нахождения заповедников и заказников России.
Урок рассчитан на 45 минут.
Ход урока
Играет музыка «Звуки природы».
Заходит учитель с тремя глиняными кувшинами. В одном – вода, в другом – земля, в третьем – воздух.
- Сегодня на урок я к вам пришла не с пустыми руками, а вот с этими кувшинчики. Они не простые, волшебные. В них находятся основные важнейшие компоненты природы (окружающей среды) которые являются источниками жизни. Назовите их?
- Правильно. Воздух, вода и земля являются источниками жизни, радости, красоты. Они относятся к природным ресурсами.
-Солнечная энергия
-Ветер, приливы, текущая вода
-Тепло земных недр
-Чистый воздух -Ископаемое топливо
-Пресная вода -Металлическое минеральное сырье (железо, медь)
-Плодородная почва -Немеаллическое минеральное сырье(глина, песок)
-Растения и животные
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов Земли. Это следствие нерационального природопользования.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь, на нашем сегодняшнем уроке?
Формулирование цели и задач урока.
Тема: Рациональное природопользование.
Цель: Охарактеризовать сложные экологические проблемы биосферы,
сформировать понятие о рациональном природопользование,
расширить и углубить представления о целостности экологических
систем
Презентация слайд-шоу о последствиях разрушительного действия человека на природу.
- Ребята, вы как считаете, это действительно конец? Может быть, ещё не поздно задуматься и что-то изменить в окружающем нас мире?
- Давайте обратимся к опыту наших предков- староверов Уймона, и вспомним, как они относились к природным богатствам и озвучим основные постулаты. (Используются пословицы, поговорки, обряды, заговоры староверов Уймонской долины).
Например: Своя земля и в горсти мила. Не кидайте камни в речку, это ведь Христовы слёзы текут. Строго осуждались хозяйки, которые выливали грязную воду в речку. Знали ключики и помнили об их целебной силе. Мыли глаза да приговаривали: «Заря, заря ясна! Возьми глаза красны. Дай мне очи ясны». Никаких лекарств, никаких капель – силой внушения и частотой воды поддерживали остроту зрения. Никогда не рвали цветы и травы без пользы. А тот, кто делал это, считалось, приносили себе вред. Губить природу, возвышаться над нею старообрядцы не смели, их сдерживали понятия: «грех», «Боженька накажет».
Дискуссия с детьми.
- Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы, и её видовое многообразие.
- В настоящее время человек всё больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологическим катастрофам.
-Как решить возникшие экологические проблемы?
-Что необходимо для разумного управления состоянием биосферы?
1.Необходимо знать механизмы управления сложной огромной системой.
2.Определенный уровень экологической культуры общества.
3.Проведение эколого-просветительской деятельности со школьниками и населением.
4.Рациональное природопользование.
Рассказ, с элементами беседы, учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.
- Как вы думаете, существуют ли в нашей местности заповедные территории? Какие? (Катунский Биосферный заповедник, Природный парк «Белуха»).
На земле- 100 тыс. национальных парков, заповедников, заказников и др. охраняемых территорий, что составляет 12% всей земной суши.
- Для чего они были созданы?
- Ребята, а какие существуют экологические проблемы на сегодняшний день в нашем селе, в Республики целом? Почему они возникли? Что необходимо предпринять для решения этих проблем?
- туризм;
- несанкционированное складирование;
- вырубки;
-увеличение автотранспорта, и как следствие загазованности воздуха;
- варварское истребление видов, занесённых в красную книгу;
- ГЭС;
- запуск ракет с Байканура.
- Вы сегодня на уроке можете непосредственно внести вклад в решение экологических проблем нашего региона. Для этого необходимо выявить основные проблемы, и найти пути их решения.
Написание мини-проектов по решению экологических проблем в селе проживания (работа в группах). Заранее ребятами подготовлены фотографии, рисунки, природный материал, статьи из газеты «Уймонские вести» и т.д.
Защита проектов.
Закрепление знаний. Итоговая беседа.
1. Почему в настоящее время важно формировать новую социальную и экологическую ответственность?
2. Каковы последствия потребительского отношения к природе?
3. Постарайтесь доказать, что проблема рационального использования природных ресурсов имеет важнейшее государственное значение.
4. Какова роль заповедников и заказников?
- Настало время объединить наши усилия для защиты дикой природы и её обитателей, их генофонда, видового и ландшафтного разнообразия, сохранения многообразия жизни во всех её проявлениях.
- Хочется снова обратить ваше внимание на глиняные кувшинчики. Давайте сохраним для наших детей плодородие почв, которое мы имеем, эту кристальную чистоту вод и воздуха, которыми пока ещё богат наш горный Алтай.
Звучит музыка, идут слайды красивой природы, ученик читает стих.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко