СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Плавание тел."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  “Плавание тел” разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит презентацию, составленную в программе Mimio Studio. Изучение учебного материала происходит по схеме: наблюдения, опыты — научные факты — гипотеза — модель —законы— следствия — эксперимент — наблюдения, опыты и теория.

Просмотр содержимого документа
«плавание тел »


Тема урока: Плавание тел.


Цель урока: Экспериментальное изучение условия плавания тел, формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает и всплывает; вывести формулу и установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; решить качественные и количественные задачи; выполнить экспериментальное домашнее задание.

2. Метапредметные: понимать различие между исходными фактами и гипотезами при изучении условия плавания тел; выполнить экспериментальную проверку выдвигаемых гипотез; развить речь; формировать исследовательскую культуру; представлять результаты опытов в виде таблицы.

3. Личностные: развивать познавательный интерес учащихся, через постановку проблемных вопросов; формировать самостоятельность в приобретении знаний и практических умений, активную жизненную позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты, развивать инициативу.

Оборудование: компьютер, проектор, доска Mimio Studio.

На демонстрационном столе: прибор для демонстрации условия плавания тел.

На столах учащихся:

Комплект 1 - сосуд с водой, различные тела (гвоздь, фарфоровая чашка, цилиндр из пробки).

Комплект 2 - сосуд с водой, различные тела (стальной гвоздь, водное растение, кубик из пенопласта).

Комплект 3 - сосуд с водой, два одинаковых по объему тела (из парафина и пробки).

Комплект 4 - сосуды с маслом, водой, пипетка.

Девиз урока: «Я услышал и забыл

Я увидел и запомнил

Я сделал и понял».

( Конфуций )

Ход урока.

I. Организационный этап.

Приветствие, эмоциональный настрой

Учитель:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

/ А. С. Пушкин /

Всего пять строк, а какой охват - просвещение, опыт, гений, случай - все составляющие,

определяющие прогресс человечества. Пушкин восхищен наукой и ждет “открытий чудных”

" Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение, узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу".
/А. Эйнштейн. /

Прислушаемся к его словам.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Учитель: Ребята, просмотрите слайды и обратите внимание на поведение тел в воде?

Демонстрация слайдов 2-9.

Ответ: Одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут.

2. Постановка проблемного вопроса (опыт1 - фокус)

Оборудование: прибор для демонстрации условия плавания тел. (слайд 10)

Учитель: Я могу, заставить поплавок в сосуде подчинится моим командам, не дотрагиваясь до него.

( демонстрация опыта)

Проблемный вопрос: Почему поплавок то плавает на поверхности воды, то плавает внутри жидкости, то тонет? (учащиеся затрудняются ответить)

3. Выход на формулировку темы и цели урока:

Учитель: Итак, мы видим, что в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Ребята, в связи с этим какой возникает вопрос?

Ответ. Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи - тонут.

Учитель: Что мы должны выяснить? Существует ли какое то условие плавание тел?

Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел.

Учитель. Это наша цель, а тема урока?

Ответ. Плавания тел.

Тема урока: «Плавания тел» (Записываем тему урока)

III. Актуализация знаний.

1. Выдвижение гипотезы и построение модели. (слайд 11)

Учитель: Какая сила называется выталкивающей силой? Куда она направлена?

Ответ: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа называется Архимедовой сило, направлена вверх.

Учитель: Записать на доске формулу силы Архимеда, укажите величины входящие в эту формулу.

Ответ: Fа = g ρжVт.

Учитель: Мы знаем, что на любое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила.

Но как мы видим, в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Почему? Какая сила всегда действует на тело?

Ответ: Сила тяжести.

Учитель: Что называется силой тяжести? Куда она направлена?

Ответ: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она направлена вертикально вниз.

Учитель: Записать на доске формулу силы тяжести, укажите величины входящие в эту формулу.

Ответ: Fтяж = gm.

Учитель. Ребята на тело находящееся в воде действуют две силы. Так от чего зависит поведение тел в воде?

Ответ: От их величин.

Демонстрация слайда 12.

Учитель: Что можно сказать о точке приложения этих сил? О их направлениях? О модулях этих сил?

Ответ: Они приложены к одному телу. Они направлены в разные стороны. Они могут быть равным и неравными..

Учитель: Так чему будет равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны?

Ответ: Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.

Учитель: Значит, что будет происходить с телом?

Ответ: Тело будет тонуть или всплывать.

(демонстрация на доске этих двух случаев с пояснением)

Учитель: Ребята, сформулируйте условия, когда тело тонет и всплывает в жидкости.

Учащиеся отвечают у доски и проверяют с помощью шторки правильность ответа.

Учитель: Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?

Ответ: Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.

Учитель: Значит, что будет происходить с телом в нашем случаи?

Ответ: Тело будет плавать внутри жидкости.

Учитель: Ребята, сформулируйте условие, когда тело плавает в жидкости.

Учащиеся отвечают у доски и проверяют с помощью шторки правильность ответа.

2. Объяснение опыта - фокуса.

3. Опыт. Плавание яйца в двух различных водах: чистой и соленой

Оборудование: два сосуда с водой, яйцо, соль и ложка.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а будет ли одно и то же тело плавать в разных жидкостях? (учащиеся затрудняются ответить).

Проведём опыт: Опустим в стакан с водой сырое яйцо. Оно тонет. Добавим в стакан 2-3 ложки соли. Что произошло с яйцом? Изменилась ли при этом плотность самого тела? Изменилась ли при этом плотность жидкости?

Ответ: В пресной воде яйцо тонет, а в солёной плавает. Плотность тела не изменилась, а плотность жидкости изменилась.

Учитель: Ребята, что следует из этого опыта?

Ответ: плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Учитель: Докажем это теоретически.

(вывод формул на интерактивной доске - приложения 1, слайды 13,14)

3.Далее учитель предлагает учащимся проверить справедливость выведенных формул и выяснения новых закономерностей поведения тел в воде.

Учащихся проводят эксперименты и их объясняют.

(приложение 2)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по заполнению слайдов 15,16.

V. Первичная проверка понимания.

1. Объясните смысл отрывка из стихотворений. (работа со слайдами 17,18)

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку-

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок.

/ Н. А. Некрасов /

2. Сегодня над морем

Большая жара;

А в море плывет ледяная гора.

Плывет и, наверно,

Считает:

Она -

И в жару не растает.

Плывет напролом

Ледяная гора...

Кораблик,

Свернуть бы в сторонку

Пора:

Ведь эта особа

Такая -

Плывет,

Всех на свете

Толкая!

/ Кондратьев А. /

Учитель: А если в море нефть?

Ответ: Нефть будет плавать на поверхности воды, так как плотность тоже меньше плотности воды.

Учитель: Почему катастрофа танкеров, перевозящих нефть приводит к экологической катастрофе?

Ответ: Гибель растительности и водных рыб. (слайды 19,20)

Учитель: Ребята, а что мы можем сделать для охраны водоемов?

Ответ: Не загрязнять их.

Учитель: А теперь, ребята, мы перейдем к решению задач. Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка (2-3 мин)

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (10 раз).

2. Сделайте горизонтальные движения глаз: вправо-влево (10 раз).

3. Сделайте вертикальные движения глаз: вверх-вниз (10 раз).

4. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

5. Поморгайте в максимальном темпе.

6. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

7. Закройте глаза, расслабьтесь.

VI. Первичное закрепление.

1. Решение качественных задач. ( слайды 21, 22, 23)

2. Решение задач у доски №625.

(сборник задач по физике. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова)

2. Тестирование. (слайды 24 - 33)

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- взаимоконтроль;

- разбор ошибок.

VIII. Информация о домашнем задании с инструкцией по его выполнению.

§52, упр.27(1,2,5). (слайд 34)

IX. Рефлексия.

1. Подведение итогов занятия:

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Сформулируйте условия плавания тел.

- Полезен ли этот урок?

2. Выход на тему следующих уроков. (слайды 35,36)

Учитель: Ребята, а что бы вы хотели узнать о плавании?

Ответ: Почему плавают суда, летают дирижабли и воздушные шары?

Учитель: На эти и другие вопросы вы узнаете ответ на последующих уроках.


Информационные источники:
1. Учебник «Физика. 7кл.» А.В. Перышкин. Дрофа. 2013.

2. Сборник задач по физике. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.

3. http://go.mail.ru/search_images?

Просмотр содержимого документа
«приложение1»


Приложение 1


Ф. И. (__________________________________________________________________). Желаю успеха!


Заполните структурно – логическую схему вывода следствие плавания тел.


Запишите формулу условия плавания тел






Запишите формулу закона Архимеда

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести





Запишите формулу для массы тела, выраженную через плотность тела и его объем










В условии плавания тел - сократите одинаковые величины





Полученное равенство - следствие плавания тел




Просмотр содержимого документа
«приложение2»

Приложение 2

Задание первой группе

Цель работы: выяснить при каком условии тела в воде тонут.

Оборудование: сосуд с водой, различные тела.

Последовательность проведение опыта:

1. Опустите в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфорная чашка, цилиндр из пробки.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Результаты наблюдений запишите в таблицу:


Плотность воды, ρ, кг/м³

Плотность вещества (название вещества) ρ, кг/м³

Тонет или плавает











4. Изучите таблицу и сделайте вывод, при каком условии тела в воде тонут?

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание второй группе

Цель работы: выяснить при каком условии тела плавают в воде и всплывают.

Оборудование: сосуд с водой, различные тела.

Последовательность проведение опыта:

1. Опустите в воду по очереди тела: стальной гвоздь, водное растение, кубик из пенопласта. Выясните, какие тела плавают внутри воды, и какие всплывают в воде.

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу:


Плотность воды, ρ, кг/м³

Плотность вещества (названия вещества) ρ, кг/м³

Тонет или плавает











3. Изучите таблицу и сделайте вывод, при каком условии тела в воде тонут?

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Задание третьей группе

Цель работы: выяснить глубину погружения тела в зависимости от его плотности.

Оборудование: сосуд с водой, два одинаковых по объему тела (из парафина и пробки).

Последовательность проведение опыта:

1. Возьмите два одинаковых по объему шарика – из пробки и парафина. 2. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какое из них глубже погрузится. 3. Сделайте вывод о погружении тела в зависимости от его плотности.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание четвертой группе

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в сосуд с водой.

3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!