СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Определённый интеграл"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока  по теме Определённый интеграл, в которой предусмотрено введение нового понятия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре в 11 классе по теме "Определённый интеграл"»

Алгебра 11 класс

Дата: (2 урока)

Тема: Определённый интеграл. Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательные: формирование понятия интеграла; формирование навыков вычисления определенного интеграла; формирование умений практического применения интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.

Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов учащихся; содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности;

Воспитательные: прививание интереса к получению знаний; способствовать воспитанию творческой активности учащихся; формирование аккуратности при вычислении интегралов и построения чертежей.

Ученик должен знать: понятие первообразной, таблицу первообразных функций, формулу Ньютона –Лейбница, геометрический смысл определенного интеграла

Ученик должен уметь: вычислять определенный интеграл

Оборудование: Карточки (ДО и после), интерактивная доска

Ход урока:

  1. Актуализация знаний 5мин

до

понятия

после


Первообразная, обозначение





Неопределенный интеграл, запись




Чему равна первообразная функции у=f(kx+m)?




Что является первообразной для скорости движения тела?




Что такое определенный интеграл для данной функции?





Свяжите все эти понятия и определите тему урока, сформулируйте цели и задачи 3мин

  • Найдите первообразную функции: y=5; y=2x; y=3x2; y=cosx; y=1/x.

Ответы на обороте доски: 5x; x2; x3; sinx; ln│x│.

Оцените себя на листе опроса.

  • Можно ли считать только данные ответы верными? Почему?

  • Как называется это множество всех первообразных?


Ответы пишите во второй столбец.

  • Найдите интеграл:

а); б); в); г); д).

Ответы на обороте доски: 1 +c; 1+c; 1+c; +c; 1+c.


ВЫВОД: неопределенный интеграл- это множество первообразных, отличающихся только числом.

  1. Формирование новых знаний

Выявите связь между понятиями, которые я назову, и продолжите этот ряд: 5 и 1/5, умножение и деление, возведение в квадрат и извлечение из-под корня, дифференцирование и… Какой термин будет в паре? Почему? Какие это действия?

Неопределенный интеграл -….

Интеграл, интегрирование, интеграция… Однокоренные слова, к тому же вышедшие за пределы математики и ставшие обиходными. В газетах читаем об интеграции наук, культур, в политике и экономике ведут речь об интегральных процессах.

Любопытно, что идеи интегрального исчисления возникли задолго до появления идей дифференциального исчисления. Греческие математики Эвдокс и Архимед (4; 3 века до н.э.) для решения задач вычисления площадей и объемов придумали разбивать фигуру на бесконечно большое число бесконечно малых частей и искомую площадь (объем) вычисляли как сумму площадей (объемов) полученных элементарных кусочков

Во второй половине 17 века идеи, подготовленные всем предшествующим развитием математики, были гениально осознаны, обобщены и приведены в систему английским физиком и математиком И. Ньютоном и немецким математиком В.Г. Лейбницем. Они создали стройную систему понятий и выработали правила, по которым можно вычислять интегралы.

Сегодня мы будем следовать естественноисторическому развитию математики и искать тот самый скрытый порядок в хаосе…

Геометрический смысл задачи интегрирования.

Какая связь между величинами пути s(t) и v(t) - скорости? -физика

Т.е, s’(t)=v(t) и обратное действие интегрирования дает =s(t).

Таким образом, интеграл скорости равен пути.

, где S-перемещение,V-скорость, t –время

, где m-масса тонкого стержня, ρ- линейная плотность

, где A-работа, F-сила, N–мощность

, гдеq-заряд, I-сила тока.

Рассмотрим, в чем заключается геометрический смысл этого интеграла.

Причем, чем больше будет n, тем точнее будет площадь трапеции. Сумму площадей прямоугольников принято искать в виде предела последовательности (Sn): S=limSn. Итак, мы проделали два шага: разбили отрезок [a,b] на n равных частей и составили сумму Sn прямоугольников. Далее мы можем его вычислить. В курсе мат. анализа доказано, что этот предел в случае непрерывной функции существует. Его называют определенным интегралом от функции y=f(x) по отрезку [a,b] и обозначают так . Числа a и b называют пределами интегрирования.

Тогда, определение площади из задачи теперь можно записать следующим образом: . S –площадь криволинейной трапеции, изображенной на рисунке. В этом состоит геометрический смысл определенного интеграла.

Если функция y=f(x) непрерывна на отрезке [a,b], то справедлива формула , где F(x) – первообразная для f(x). Приведенную формулу называют формулой Ньютона-Лейбница.

1 смысл

2 смысл

Это приращение первообразных в концах интервала

Площадь криволинейной трапеции под графиком функции


  1. Первичная отработка навыков применения новых знаний - взаимопроверка

49.5-49.7(б) №49.8-49.10(б)

через понижение степени

Переходим к карточке и заполняем 2 часть (после)

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

1.

2.

3. На ри­сун­ке изоб­ражён гра­фик не­ко­то­рой функ­ции  (два луча с общей на­чаль­ной точ­кой). Поль­зу­ясь ри­сун­ком, вы­чис­ли­те F(8) − F(2), где F(x) — одна из пер­во­об­раз­ных функ­ции f(x).

1

2.


3. На ри­сун­ке изоб­ражён гра­фик не­ко­то­рой функ­ции  (два луча с общей на­чаль­ной точ­кой). Поль­зу­ясь ри­сун­ком, вы­чис­ли­те , где  — одна из пер­во­об­раз­ных функ­ции .

 

Итог урока. Что трудного для вас оказалась? Что было понятным, что не понятным 49.7-49.9(в) формулу знать и знать геометрический смысл