План конспект урока по биологии в 8 классе
Тема: « Иммунология на службе здоровья»
Цель: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с наукой иммунологией; определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении; познакомить с классификацией иммунитета;
Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; формировать умения и навыки систематизировать и обобщать полученные знания;
Воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся стремление сохранения и укрепления своего здоровья; ответственное отношение к выполнению заданий.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, творческие, словесные.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Универсальные учебные действия:
Предметные результаты обучения:
— знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;
— описывать применение вакцин и сывороток;
— сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;
— воспроизводить определения понятий «аллергия», «аллерген», «тканевая совместимость», «донор», «реципиент»;
— знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.
Метапредметные результаты обучения:
— познавательные — использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;
— регулятивные — контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
— коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
— понимать физиологическую сущность рекомендаций, которые необходимо соблюдать во время болезни и для повышения иммунитета;
— осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;
— проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.
Оборудование: компьютер, презентация "Иммунология на службе здоровья", инструктивные карты учащихся, учебник Биология. Человек. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, и.Н.Беляев
Ход урока:
I. Организационный момент:
II.Актуализация знаний об иммунитете и инфекционных заболеваниях.
Фронтальный опрос:
- Назовите защитные барьеры организма.
- Что такое иммунитет?
- Что значит неспецифический иммунитет?
- Что такое антигены7
- Укажите различие клеточного и гуморального иммунитета.
- Назовите иммунные системы.
- Что такое СПИД?
- Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции.
- Перечислите инфекционные болезни.
III/Целеполагание :"Ребята, буквально вчера, мы записали в дневники запись: « Будет проводиться вакцинация учащихся нашей школы против гриппа». Да и среди населения, тоже проводиться вакцинация.Для чего нам нужны прививки?
Как вы дмает, какая у нас тема урока?
IV. Изучение нового материала:
Слайд №1. Тема и цели урока.
История изобретения вакцины.
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
Слайд№2
-Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? ?
-Что необходимо учитывать при переливании крови?
- Что изучает наука иммунология?
-Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами должны поработать с § №19.
-Работать на уроке будем как индивидуально, так и в группах.
-Откройте §№19, возьмите инструктивные карточки. (прилагаются).
-Прочитайте и выполните задание №1.(индивидуальная работа).
Слайд №3 - Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить или дополнить.
- Прочитайте задание №2. (индивидуальная работа). Ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана .
- Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». (Все это связано с искусственным иммунитетом)
Проверяется работа учащихся по слайду №4.
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Но вначале, я хочу задать вам вопрос, на который постарайтесь ответить после выполнения полученных заданий.
- Слушайте внимательно:
- Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, выводящие эти соли в осадок. Зачем это делают?
Работа по группам. (Задания одинаковые, но возможно, что группы выберут себе в качестве домашнего задания разный вид творческой работы). Учащимся предлагается сесть по группам. Координаторы, назначаются учителем заранее и они сами формируют группы.
- Внимательно прочитайте задание №3. (прилагается).
Учащиеся знакомятся с понятиями «аллергия» и причинами тканевой несовместимости.
Группы получают разные задания.
Задание №4 для группы№1. (прилагается)
Задание №5 для группы №2. (прилагается)
- Прочитайте задания.
- Обратите внимание на правильность, точность выполнения задания.
Результаты на слайдах №5 и №6. Модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетрадь.
-Вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением задания №3.
Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, предложить им вспомнить: что влияет на свертываемость крови?
Слайд №7. Ответ на вопрос: Донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. В результате удаления кальция эта кровь не свертывается и ее можно хранить долгое время.
V. Закрепление:
Игра: «Крестики – нолики»
Группы выбирают либо «Х» Либо «О».
Вопросы для игры: 1. Что такое вакцина? 2. Назовите способ приобретения искусственного пассивного иммунитета. 3. Назовите способ приобретения естественного активного иммунитета. 4. Что такое аллерген? 5. Вещество, вызывающее иммунную реакцию. 6. Процесс пожирания чужеродного вещества. 7. Способность организма избавляться от чужеродных тел. 8. Человек, отдающий кровь. 9. Он создал первую вакцину.
VI.Рефлексия:Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?
Чем вам помогли слайды
VII. Задание на дом: § №19.
Работа по группам. Задание №3. Выполнить творческое задание.
Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:
рисунок;
мини-сочинение;
мини-сказка или стихотворение;
плакат и др.
выбор.(прилагается)
VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Инструктивная карточка к уроку по теме:
«Иммунология на службе здоровья».
Задание №1. Прочитайте текст § 19 с.122-123. Найдите определения вакцина и сыворотка. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями вакцина, сыворотка и антитела. Заполните таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.
Признаки сравнения | Вакцина | Сыворотка |
Что содержит? | | |
Как организм получает антитела? | | |
Как быстро развивается иммунитет? | | |
Для чего применяют? | | |
Направленность действия. | | |
Задание №2. Рассмотрите схему классификации иммунитета на с.124. Посмотрите на схему 1 на экране. Как правильно расставить в данной схеме понятия «вакцина» и «сыворотка»?
Задание №3. Внимательно прочитайте § 19 на с/123-124 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»). Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:
рисунок;
мини-сочинение;
мини-сказка или стихотворение;
плакат и др.
Обратите внимание на связь понятий аллергия и тканевая совместимость с понятием иммунитет и здоровьем человека.
Работа в группах.
Задание №4. (группа №1) Внимательно прочитайте § 19 на с.125-126 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»). Составьте схему переливания крови. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор и реципиент.
Задание №5. (группа №2) На основании текста § 19 и выполненных заданий, дайте определение и составьте модель (схему) современной науки иммунологии.