СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Лишайники" для 5 класс. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Лишайники"»


Конспект урока по биологии. 5 класс.

Тема урока «Лишайники».


Цель урока: знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.



Задачи урока:

- обучающие: сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.;

- развивающие: формировать умение работать с книгой, иллюстрациями; выделять и перерабатывать информацию; познавательную активность учащихся, расширять кругозор;

- воспитательные: формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения.


Оборудование: таблица «Лишайники», гербарии лишайников, тесты, карточки, природные объекты – лишайники.

Методы обучения: беседа, работа со схемами и рисунками, поиск информации, анализ.

Формы обучения: урок-изучение нового.


Актуальность применения разноуровневого обучения: использование данной технологии на уроке приведет к повышается активность, работоспособности, мотивации к изучению и качеству знаний.


План урока:

1. Организационный момент – 1 минута

2. Актуализация знаний – 10 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Физкультминутка – 1 минута

5. Закрепление – 15 минут

6. Рефлексия – 2 минуты.

7. Домашнее задание – 2 минуты


I. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Хочу пожелать всем нам удачи.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»


II. Актуализация знаний.

Разноуровневые задания:

*Каково строение грибов?

*Как размножаются грибы?

*На какие классы подразделяют царство «Грибы»?

*Что такое симбиоз?

**Почему грибы нельзя отнести к растениям?

**Что общего у грибов и животных?

***Заслушивание сообщения на тему «Симбиоз как форма сосуществования живых организмов».


III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя, мотивация, формулировка задач урока совместно с учащимися.

Общая характеристика лишайников

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад.

Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Нередко лишайники первыми поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти бесплодные участки, лишайники, как растения-пионеры, идут впереди. Используя перегной после их отмирания, могут укрепляться на этих местах и другие растения.

Лишайники - это группа низших растений, которые представляют собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создаётся новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Тело лишайника – слоевище, которое состоит из гриба и водоросли.

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся, но после дождя они оживают вновь.

Форма и величина лишайников разнообразны. Размеры их могут быть от нескольких миллиметров до десятков метров.

Растут лишайники очень медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1-3 мм. Продолжительность жизни лишайников от 50-100 лет.

В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха.


Самостоятельная работа - работа в группах (Приложение 2,4)


1 группа. Используя текст учебника на стр.103-104 «Многообразие и распространение лишайников», рис. 65,66 составьте таблицу «Разнообразие лишайников». Найдите в коллекции гербариев лишайники с различными слоевищами.


Группы лишайников

Внешний вид


Места поселений

Примеры

Накипные

Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи».

Поверхность почвы, горных пород, кора растений и кустарников.

Леканора, пертузария, аспицилия.

Листоватые

В форме пластинок, чешуек.

На камнях, почве, коре деревьев.

Ксантория настенная, гипогимния вздутая, пармелия, пельтигера.

Кустистые

«Кустики»

Почва, ветки деревьев, скалы.

Кладония, цетрария исландская, уснея, алектория.


2 группа. Используя текст учебника на стр.104 «Строение и питание лишайников» составить опорную схему «Жизнедеятельность лишайников».


Жизнедеятельность лишайников


ГРИБ ВОДОРОСЛЬ


Предохраняет водоросль от избыточного Обеспечивает гриб синтезируемыми ею

освещения и высушивания, доставляет органическими веществами

воду и минеральные вещества


3 группа. Используя текст учебника на стр.105 «Размножение лишайников» и «Значение лишайников», а также дополнительную литературу, составьте схему «Размножение лишайников» и заполните таблицу «Значение лишайников в природе и жизни человека».


Размножение лишайников


Бесполое Половое


кусочками специализированные

слоевища группы клеток


Проверка результатов самостоятельной работы

Ребята, давайте вернёмся к нашей проблеме: может лишайник существовать без водоросли и какую роль выполняет водоросль в лишайнике.

(Ответы учеников, учитель обобщает)


IV. Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.



V. Закрепление.

*Каково внешнее и внутреннее строение лишайников?

**Кто такие автогетеротрофы?

**Какова роль лишайников в природе?

***Какая из форм слоевища лишайников (накипная, листоватая, кустистая) является наиболее высокоорганизованной? Почему?

VI. Рефлексия.

Выставление оценок учащимся – листы самоконтроля.

Закончите предложение:

Я узнал(а)…

Я умею…

У меня есть вопросы…


VII. Домашнее задание.

*Параграф 19. Ответить на вопросы (учебник, стр.32, «Какие утверждения верны»);

** Выполнить задания в рабочей тетради №65-67 стр.44.

*** Найти в дополнительной литературе интересные факты о лишайниках или составить презентацию «Значение лишайников».