СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Цветок"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление, что собой представляет цветок;

- показать, главные части цветка;

- показать строение и значение частей цветка;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Цветок"»

Урок биологии в 6 классе на тему "Цветок"

Автор УМК: Пасечник В.В.

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление, что собой представляет цветок;

- показать, главные части цветка;

- показать строение и значение частей цветка;

Воспитательные:

- формировать познавательные интересы,  направленные  на изучение живой природы;

- развивать стремление  ценить красоту и многообразие окружающего мира;

- прививать бережное отношение к природе;

- воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам;

- развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.

УУД:

Регулятивные:

- Формирование умений строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт;

- формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативные:

- Социально- трудовые, посредством развития умения самоорганизации;

- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии.

Предметные:

- Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологического значения;

- отработка на уроке биологических терминов, понятий, определений.

Метапредметные:

- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

- продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;

- развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные:

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что цветок-это видоизмененный побег;

-строение цветка и его главные части;

-функциональные особенности частей цветка;

- биологическая роль цветка как генеративного органа;

- принципы классификации цветков и их классификация;

- редкие цветковые растения, произрастающие на территории Курского района, занесенные в Красную книгу Ставропольского края.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

- работать с электронным микроскопом.

Методы обучения: дискуссия,  проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: изображение цветка яблони, цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентации («Самые необычные цветы мира», «Пыльца под микроскопом»), электронный микроскоп, карта лабораторной работы.

Условные обозначения: К- коммуникативные УУД, Л-личностные УУД, П-познавательные УУД,  Р-регулятивные УУД.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

3. Формулирование темы урока.

4. Постановка целей и задач урока.

5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».

6. Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.

7. Первичное закрепление.

8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.

9. Самоанализ и самооценка.

Содержание урока:

Краткое описание этапов урока

Деятельность учителя

УУД, формируемые на уроке

1.Организационный момент.

     Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

     Учитель: Здравствуйте, ребята!

 

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л);

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

2. Мотивационный этап: 

 

 

     Учитель: Прошу ваше внимание на экран. (Презентация «Самые необычные цветы мира», ), звучит мелодия «Вальс цветов» Франца Шуберта

       Слайд 1.  Раффлезия – растение с едким запахом, ни стебля, ни листьев, ни корней у него нет. Зато внутри собирается 5-7 литров воды. Считается паразитом.

       Слайд 2. Аморфофаллус титанический – имеет  очень дурной запах, достигает в высоту 2,5 м и в ширину 1,5 м.

       Слайд 3. Вольфия напротив очень мала, ее размер колеблется от 0,5 до 0,8 мм. Обитает на поверхности вод.

       Слайд 4. Психотрия - народе называют “горячие губки”, растет  в тропиках, любит влагу.

    Слайд 5. Орхидея калания  внешне напоминает летящую уточку. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями

       Слайд 6Гиднора африканская –-паразит, живущий в пустынях Африки. Он присасывается к корням других растений и питается от них. В основном находится под землёй, и только когда в пустыне выпадает необходимое количество осадков – он появляется на поверхности и распускается. В высоту достигает 15-20 см.

       Слайд 7. Пассифлора – в диаметре достигает 10 см. Растёт в основном в Латинской Америке.

    Слайд 8. Росянка – плотоядное растение. Благодаря выделяемым капелькам слизи она ловит насекомых, которыми и питается.

     Слайд 9. Непентес Аттенборо был обнаружен в только 2000 году. Непентес-хищник, который “питается” грызунами

-Умение сотрудничать в поисках и систематизации результатов(К)

- Умение выделять основную информацию (П)

Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (П)

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника (М)

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

3.Формулирование темы урока.

       Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся)

       Учитель: Правильно, откроем тетради, сформулируем и запишем  тему урока. (учащиеся самостоятельно записывают  тему) «Цветок».

Запись числа и темы урока учителем на доске.

       Учитель: А сейчас вы  нарисуйте, пожалуйста, любой  цветок в тетради, и один нарисуем на доске.

       Учитель: Кстати, кто-нибудь знает, что за мелодия звучала во время презентации? (…) Это произведение «Вальс цветов » знаменитого австрийского композитора Франца Шуберта.

-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (П)

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника (М)

4. Постановка целей и задач урока.

       Учитель: вы нарисовали цветы, покажите, что у вас получилось? Одинаковые ли цветы? А почему?

  • как вы думаете, а можно ли по-вашему рисунку изучить строение цветка?

  • Почему?

  • А давайте сейчас подумаем, зачем растению нужен цветок? Чем он является?

  • Как он устроен?

       Учитель:  Вот на эти вопросы мы сегодня с вами должны ответить, к тому же нам нужно выполнить лабораторную работу «Строение цветка».

-умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».

       Учитель:  У каждого из вас на столе есть карта лабораторной работы (Приложение 1.) с заданиями. Ребята, что мы будем делать в лабораторной работе? А для чего? (Дети отвечают) – Правильно, чтобы узнать, зачем цветку нужны эти органы. Самостоятельно запишите цель лабораторной работы.  (Изучить строение цветка, определить функции основных частей, его составляющих )

 Какие глаголы мы используем для постановки целей, ребята? (Выявить, определить, распознать, узнать).  Прочтите, что у вас получилось?

 (На экране изображение цветка яблони)

       Учитель:Кто узнал, скажите мне на ушко (прием гуманной педагогики Ш.Амонашвили), цветок какого растения изображен на экране, а остальные – подумайте.

       Учитель: ответ на первый вопрос лабораторной работы вы найдете на стр. 135 учебника, используя рисунок 97. (обозначают составные части, зачитывают результат) Скажите, чем отличается цветок в лабораторной работе от цветка, который нарисовали вы в начале урока?  (Дети отвечают)

       Учитель: Ребята, перед выполнением второго задания давайте условно разделимся на две команды, команду мальчиков и команду девочек.

 Итак, у меня для ваших команд два названия «Пестики» и «Тычинки», какое вы выберете? (Дети предположительно выбирают названия: мальчики-«Пестики», девочки- «Тычинки» ) Эти названия нам пригодятся немного дальше!

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

6.Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.

       Учитель: Во втором задании необходимо понять, какие функции выполняют те или иные части цветка. Вы будете их записывать в карту работы.

Венчик – это лепестки. Какие они бывают? (Яркие, крупные - насекомоопыляемые или невзрачные- ветроопыляемые), значит, для чего служит венчик цветка? Впишем в карту работы.

       Дети: Венчик – привлечение внимания насекомых

       Учитель: Что образуется в цветоложе?

       Дети: Плод

       Учитель : Значит функция цветоложа - …. .

       Дети: Цветоложе – формирование плода.

       Учитель:  Чашечка представлена пятью сросшимися у основания листочками, за которыми находится самое заветное – цветоложе, из которого формируется что? (плод), если листья плотно прилегают, значит, какую функцию они выполняют? (…) Запишите.

       Дети: Чашечка – защитная функция

       Учитель: самостоятельно сформулируйте назначение цветоножки. Прочитайте, что у вас получилось?

       Дети :Цветоножка – служит для прикрепление цветка, а в последствие плода.

 Учитель: Внимание на экран. (презентация «Пыльца под микроскопом») А сейчас мы посмотрим под микроскопом пыльцу любого цветкового растения на ваш выбор! (Дети выбирают растение из цветущих комнатных растений, стоящих на столе учителя. Работа с электронным микроскопом, вызывается один ученик для изготовления препарата и рассмотрения пыльцы, результат работы выводится проектором на экран, дети наблюдают за процессом. Учитель просит назвать составные части микроскопа, спрашивает правила приготовления препарата)

А могли ли вы себе представить, что пыльцевые зерна способны выдержать температуру до 300 градусов Цельсия!

        Учитель : Ребята, как образуется завязь вы подробно будете изучать в будущем, но могу вам сказать, что завязь образуется и развивается внутри пестика! Значит, каким органом он является (Мужским или женским?)

Ребята, а вы помните названия наших условных команд? Поднимите руки «Тычинки», поднимите «Пестики». Так вот, спешу вам сообщить, что вопреки законам русского языка тычинка – это мужской орган, а пестик- женский. Пестик и тычинки – органы  размножения, впишите в карту работы.

       Учитель: А цветки бывают обоеполые (тычинки и пестики находятся внутри одного цветка ) и раздельнополые (цветки содержат либо тычинки, либо пестики). Каким является цветок яблони? Можете привести пример растения, содержащего раздельнополые цветки. (Цветки огурца)

        Учитель : Коноплю, тополь, иву, осину, щавель кислый и шпинат называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других Поэтому , ребята, весной мы можем видеть , что одни тополя усеяны пухом, а на других пуха совсем нет. Объясните, почему? ( Дети отвечают.) Однодомные растения - растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном растении. К однодомным растениям относятся береза, орешник, дуб, бук, многие осоки, тыквенные.                            

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л);

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль,

·                                 - Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений (П)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

- Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

 

7. Первичное закрепление.

 

       Учитель:  Скажите, пожалуйста, на все ли пункты работы вы смогли   ответить?

Что вызвало затруднение?

 Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы?(Дети отвечают, формулируют совместно с учителем вывод работы: Цветок- это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские органы соответственно. Плод созревает в цветоложе. )

- Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.

 

       Учитель: Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока.

Сможете вы рассказать, что такое цветок  и из чего же он состоит ? (Дети отвечают). Сможете ли вы нарисовать строение цветка? (Дети отвечают). Ответили мы на них? (Дети отвечают)

       Учитель:НО Еще один немаловажный вопрос мы с вами упустили! Кто-нибудь заметил?

…Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

       Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор. Какие цветковые растения произрастающие на территории Ульяновской области  занесены в Красную книгу Ставропольского? ( на  экране ландыш закавказский, ковыль красивейший,  виноград лесной, безвременник яркий, тюльпан Бибирштейна )                   

 Как нужно относиться к растениям? (Дети отвечают)

       Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры.

- Уение отработки на уроке био-логических терминов, понятий, определений (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

 

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

9. Самоанализ и самооценка.

       Учитель: Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось? (Дети отвечают)

       Учитель: Теперь  из маленького конвертика на вашем столе возьмите цветок, у которого будет столько же лепестков, какую оценку бы вы поставили нашему уроку, нашей общей работе и самим себе.

И конечно, ребята, цветы – это прекрасно, дарите цветы близким: мамам, бабушкам, сестрам и даже папам и дедушкам. И вы увидите их счастливые улыбки! А я в свою очередь хочу подарить в ваш классный  кабинет этот прекрасный цветок (Декоративное цветущее растение в горшке).

       Всем спасибо!

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

- Развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действии-тельности.

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное 

Приложение 1.

Работу выполнил(а): _______________________________________________

                                                              (Фамилия, Имя)

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: __________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы:

1. Подпишите части цветка (учебник. Стр. 135)

1-  ________________________________________________  6- _________________________________________________

2- _________________________________________________  7- _________________________________________________

3- _________________________________________________  8- _________________________________________________

4- _________________________________________________  9-__________________________________________________

5- _________________________________________________  10- ________________________________________________

                                                 11- ________________________________________________

2.  Впишите функции, которые выполняют части цветка:

Венчик – _________________________________________________________

Цветоложе – ______________________________________________________

Чашечка – ________________________________________________________

Цветоножка - _____________________________________________________

Тычинки, пестик – _________________________________________________

3. Вывод:  ______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________