СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Тип Кишечнополостные".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Тип Кишечнополостные". 7 класс. ФГОС

Прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Тип Кишечнополостные".»

Тема урока: Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Цель: 1. Познакомить учащихся с общей характеристикой типа кишечнополостных, их многообразием, классификацией.

Задачи: а) Образовательные:  усвоение учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, б) Воспитательные: развивать у учащихся стремление заботиться о природе; в) Развивающие: продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа.

Оборудование: таблица «Кишечнополостные», презентация.

Методы обучения: 1. Объяснение с элементами обучения.

2. Демонстрация изобразительных средств, презентации.

Форма обучения: урок – изучение нового.

Актуальность использования ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт: активизации восприятия учеников за счёт использования зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.


План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Актуализация знаний – 3 минуты

3. Повторение пройденного материала – 8 минут

4. Изучение нового материала – 20 минут

5. Закрепление – 5 минут

6. Рефлексия – 5 минут.

7. Домашнее задание – 2 минуты

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок

2.Актуализация знаний.

Какие функции может выполнять клетка?

Всегда ли клетка – это один организм?

Каких многоклеточных животных вы можете назвать?

3. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

1. На основании каких признаков животных относят к многоклеточным беспозвоночным?

2. По каким при­знакам животных объединяют в тип губок?

3. В чем проявляется связь строения и процессом жизнеде­ятельности губок с их средой обитания?

4. Какие выделяют классы, их характеристика.

5. Значение губок.

4. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя, мотивация, формулировка задач урока учащимися. (Слайд 1-4)

Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию, кото­рая позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части (рис. 15). Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество. Свое название эти животные получили за то, что их тело образует кишеч­ную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие — рот (см. рис. 15). Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой. У кишечнополостных хорошо развита регенерация — способ­ность восстанавливать поврежденные части своего тела.

Чередование поколений — си­дячего (полипы) и свободноплаваю­щего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, — интерес­ная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.

Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных во­дах, остальные — в морях и океанах. Самые мелкие представители это­го типа имеют длину около 1 мм, а са­мые крупные, такие как медуза цианея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колони­альный, или одиночный образ жиз­ни. Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие колониальные кишечнополо­стные могут плавать (физалия). Оди­ночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малопод­вижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды. Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им за­щищаться от врагов и парализовать добычу (рис. 17).

В типе кишечнополостных 3 класса. (Слайд 5)

Класс Гидроидные. (Слайд 6,7,8). К нему отно­сятся преимущественно мелкие поли­пы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от 1 до 380). Щупальца служат для за­хватывания пищи, а в некоторых слу­чаях, как у пресноводной гидры, и для передвижения. У некоторых гидроидных щупалец нет.

(Слайд 9-12). Наружный слой клеток -— эктодерма. В ней расположены раз­ные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из проме­жуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клет­кам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодер­мального слоя.

Энтодерма — внутренний слой клеток, состоящий из желези­стых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально- мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.

(Слайд 13). Питание. Стрекательные клетки парализуют жертву. Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость. Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток. Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное

Размножение кишечнополостных происходит половым и беспо­лым путем (Слайд 14-15). При половом размножении после оплодо­творения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие поли­пы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размно­жаются половым путем.

Класс Сцифоидные. (Слайд 16-21). Представители его — медузы, среди кото­рых наиболее крупная — цианея, диаметром до 2 м. Сцифоидные в основном свободноплавающие, но есть среди них и группа живот­ных, ведущих сидячий образ жизни. Обитают медузы как в холод­ных, так и в теплых морях.

Класс Коралловые полипы. (Слайд 22-24). В этот класс входят одиночные и колониальные полипы (рис. 19). Некоторые из них прирастают к грунту, другие способны передвигаться по дну. Многие коралло­вые полипы имеют роговой или известковый скелет, у других его нет, например у актинии.

Значение кишечнополостных. (Слайд 25-26). Особое значение имеют коралло­вые полипы, образующие рифы. Здесь не только создаются условия для жизни самых различных обитателей морей, но иногда из корал­лов образуются целые острова — атоллы, со своим животным и растительным миром.

Подводные рифы опасны для мореплавания. Рифообразующие кораллы постепенно отмирают. Из этих отложений получают высококачественную известь. Из давно отмерших шаровидных коралловых колоний готовят строительный материал, используемый для строительства зданий. Известковый скелет кораллов применяют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий. Некоторые кораллы применяют для декоративного оформления жилищ, садов, парков, есть кораллы, которые используют для изготовления ювелирных изделий.

В восточных странах, например в Японии и Китае, из некоторых медуз готовят съедобные блюда.

К сожалению, прекрасный мир кораллов находится под угрозой уничтожения. Загрязнение океана бытовыми отходами, нефтепродуктами и сточными водами промышленных предприятий приводит к быстрой гибели поселений коралловых полипов. Ненормируемая добыча кораллов для производства извести быстро уничтожает колонии, существовавшие не одну тысячу лет.

Некоторые полипы поселяются на подвижных животных. На пример, актиния и рак-отшельник. Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же, в свою очередь, при к ре пившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клетками и поедает остатки его пищи.

Известны среди кишечнополостных и паразитические формы

Действие стрекательных клеток некоторых кишечнополостные опасно даже для человека. Например, медуза корнерот, коралловый полип актиния, физалия (португальский кораблик) былыми ют жжение кожи и отравление, сопровождающееся повышенной температурой, в отдельных случаях — долго не заживающие язвы или поражение дыхательного центра.

Наиболее опасные кишечнополостные обитают в тропический морях. Среди них медуза морская оса. При прикосновении к ней человек ощущает острую боль, как от удара хлыстом, и силi.not- жжение. Часто болевой шок приводит потерпевшего к потере сои мания. Затем появляются симптомы отравления: сухость во pтy, затрудненное дыхание, в некоторых случаях может наступим, смерть.

5. Закрепление.

Контрольный тест (Слайд 27-31).

6. Рефлексия.

Каждый участник выбирает смайлик исходя из настроения.

7. Домашнее задание.

параграф 6, составление кроссворда «Тип Кишечнополостные»