
Тема урока: Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
Цель: 1. Познакомить учащихся с общей характеристикой типа кишечнополостных, их многообразием, классификацией.
Задачи: а) Образовательные: усвоение учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, б) Воспитательные: развивать у учащихся стремление заботиться о природе; в) Развивающие: продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа.
Оборудование: таблица «Кишечнополостные», презентация.
Методы обучения: 1. Объяснение с элементами обучения.
2. Демонстрация изобразительных средств, презентации.
Форма обучения: урок – изучение нового.
Актуальность использования ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт: активизации восприятия учеников за счёт использования зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
План урока:
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Актуализация знаний – 3 минуты
3. Повторение пройденного материала – 8 минут
4. Изучение нового материала – 20 минут
5. Закрепление – 5 минут
6. Рефлексия – 5 минут.
7. Домашнее задание – 2 минуты
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок
2.Актуализация знаний.
Какие функции может выполнять клетка?
Всегда ли клетка – это один организм?
Каких многоклеточных животных вы можете назвать?
3. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос:
1. На основании каких признаков животных относят к многоклеточным беспозвоночным?
2. По каким признакам животных объединяют в тип губок?
3. В чем проявляется связь строения и процессом жизнедеятельности губок с их средой обитания?
4. Какие выделяют классы, их характеристика.
5. Значение губок.
4. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя, мотивация, формулировка задач урока учащимися. (Слайд 1-4)
Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию, которая позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части (рис. 15). Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество. Свое название эти животные получили за то, что их тело образует кишечную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие — рот (см. рис. 15). Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой. У кишечнополостных хорошо развита регенерация — способность восстанавливать поврежденные части своего тела.
Чередование поколений — сидячего (полипы) и свободноплавающего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, — интересная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.
Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных водах, остальные — в морях и океанах. Самые мелкие представители этого типа имеют длину около 1 мм, а самые крупные, такие как медуза цианея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колониальный, или одиночный образ жизни. Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие колониальные кишечнополостные могут плавать (физалия). Одиночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малоподвижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды. Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им защищаться от врагов и парализовать добычу (рис. 17).
В типе кишечнополостных 3 класса. (Слайд 5)
Класс Гидроидные. (Слайд 6,7,8). К нему относятся преимущественно мелкие полипы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от 1 до 380). Щупальца служат для захватывания пищи, а в некоторых случаях, как у пресноводной гидры, и для передвижения. У некоторых гидроидных щупалец нет.
(Слайд 9-12). Наружный слой клеток -— эктодерма. В ней расположены разные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из промежуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клеткам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодермального слоя.
Энтодерма — внутренний слой клеток, состоящий из железистых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально- мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.
(Слайд 13). Питание. Стрекательные клетки парализуют жертву. Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость. Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток. Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное
Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым путем (Слайд 14-15). При половом размножении после оплодотворения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие полипы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размножаются половым путем.
Класс Сцифоидные. (Слайд 16-21). Представители его — медузы, среди которых наиболее крупная — цианея, диаметром до 2 м. Сцифоидные в основном свободноплавающие, но есть среди них и группа животных, ведущих сидячий образ жизни. Обитают медузы как в холодных, так и в теплых морях.
Класс Коралловые полипы. (Слайд 22-24). В этот класс входят одиночные и колониальные полипы (рис. 19). Некоторые из них прирастают к грунту, другие способны передвигаться по дну. Многие коралловые полипы имеют роговой или известковый скелет, у других его нет, например у актинии.
Значение кишечнополостных. (Слайд 25-26). Особое значение имеют коралловые полипы, образующие рифы. Здесь не только создаются условия для жизни самых различных обитателей морей, но иногда из кораллов образуются целые острова — атоллы, со своим животным и растительным миром.
Подводные рифы опасны для мореплавания. Рифообразующие кораллы постепенно отмирают. Из этих отложений получают высококачественную известь. Из давно отмерших шаровидных коралловых колоний готовят строительный материал, используемый для строительства зданий. Известковый скелет кораллов применяют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий. Некоторые кораллы применяют для декоративного оформления жилищ, садов, парков, есть кораллы, которые используют для изготовления ювелирных изделий.
В восточных странах, например в Японии и Китае, из некоторых медуз готовят съедобные блюда.
К сожалению, прекрасный мир кораллов находится под угрозой уничтожения. Загрязнение океана бытовыми отходами, нефтепродуктами и сточными водами промышленных предприятий приводит к быстрой гибели поселений коралловых полипов. Ненормируемая добыча кораллов для производства извести быстро уничтожает колонии, существовавшие не одну тысячу лет.
Некоторые полипы поселяются на подвижных животных. На пример, актиния и рак-отшельник. Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же, в свою очередь, при к ре пившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клетками и поедает остатки его пищи.
Известны среди кишечнополостных и паразитические формы
Действие стрекательных клеток некоторых кишечнополостные опасно даже для человека. Например, медуза корнерот, коралловый полип актиния, физалия (португальский кораблик) былыми ют жжение кожи и отравление, сопровождающееся повышенной температурой, в отдельных случаях — долго не заживающие язвы или поражение дыхательного центра.
Наиболее опасные кишечнополостные обитают в тропический морях. Среди них медуза морская оса. При прикосновении к ней человек ощущает острую боль, как от удара хлыстом, и силi.not- жжение. Часто болевой шок приводит потерпевшего к потере сои мания. Затем появляются симптомы отравления: сухость во pтy, затрудненное дыхание, в некоторых случаях может наступим, смерть.
5. Закрепление.
Контрольный тест (Слайд 27-31).
6. Рефлексия.
Каждый участник выбирает смайлик исходя из настроения.
7. Домашнее задание.
параграф 6, составление кроссворда «Тип Кишечнополостные»