Урок 3. | Вид, популяция, биогеоценоз. |
Цели деятельности учителя | Изучить особенности организации жизни живых организмов на надорганизменном уровне: популяции, вид биоценоз и биогеоценоз. Выявить особенности каждого из этих уровней. |
Тип, вид урока | комбинированный |
Личностные результаты | Проявление интереса к изучению природы,любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое усваиваемого содержания; проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; проявление ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук. |
Предметные результаты | Учащиеся научаться: основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; уровни организации живой материи: организменный, популяционно-видовой. Учащиеся получат возможность научиться: объяснять логические принципы построения естественной системы живой природы. |
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные:работать с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; различать объем и содержание понятий; выстраивать причинно-следственные связи. Коммуникативные:строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Регулятивные:принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. |
Образовательные ресурсы урока | Электронные таблицы по теме. |
Организационная структура урока |
I. Оргмомент | | | |
II. Актуализация опорных знаний урока | Объявление темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает, тот получает оценку и освобождается от тестирования по теме. | Слушают и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока. | РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения. Работают по плану. Сверяясь с целью. |
III. Мотивация к изучению нового материала | Тест на соотнесение понятий и определений. Уровень организации жизни | Описание уровня | клеточный | Охватывает все явления жизни на планете. | организменный | Все живые организмы, обитающие совместно на одной территории. | популяционный | Живые организмы вместе с факторами неживой природы. | биоценотический | Клетки образуют такни, ткани образуют органы, а все вместе они образуют новый уровень. | экосистемный | Клетка может быть самостоятельным организмом и входить в состав тканей. | биосферный | Организма одного вида живут вместе, относительно изолированными группами. | | Выполняют тесты, слушают анализ результатов. | РУУД оценивают свой ответ, свою работу и работу одноклассников. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | 1.Популяция. Могут ли организмы существовать отдельно? Любому организму требуются для нормального существования особи того же вида. Для передачи опыта, для размножения, для защиты, выживания и тд. Именно поэтому организмы живут группами – популяциями. Популяция – совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп. 2.Вид. Все популяции, в которых живут одинаковые особи, образуют вид – сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. 3. Биоценозы – организмы разных видов, обитающие на одной территории. Возьмем лесную поляну. 4. Живые организмы, обитающие на одной территории, вместе с факторами неживой природы образуют биогеоценоз – экосистему. 5. Многообразие живых организмов: - более 1 млн насекомых; - около 130 тыс видов моллюсков; - множество видов червей, рыб, птиц, зверей; - более 500 тыс видов растений, грибов и микроорганизмов. Всего насчитывается около2,5 млн видов наших «современников» и больше чем в 10 раз уже вымерших. | Работают с учебником, слушают учителя, делают выводы. Слушают мнение одноклассников, высказывают своё мнение. | РУУД планируют свою деятельность. КУУД строят понятные высказывания, принимают мнение одноклассников. ПУУД работают с информацией. |
V. Первичное закрепление изученного материала | Приведите примеры популяций. Приведите примеры видов. Какие организмы могут обитать в одном биоценозе на примере лесной поляны? Составление схемы биогеоценоза  Многообразие живых организмов: выпишите примеры. | Обсуждают задание и составляют схему.. | ПУУД преобразуют один вид информации в другой. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | В целом на уроке мне работать было… Мне мешало…. Лучше всех работали…. Т.к. Я сам работал…. Мне было интересно….. Я теперь понял… Но мне не совсем понятно…. | Анализ работы на уроке класса, самооценка. | ПУУД делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков. |
VII. Подведение итогов | Организмы не существуют изолированно друг от друга, при совместном обитании они образуют различные группы, которые отличаются масштабами и другими свойствами. | Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока. | ПУУД делают выводы. КУУД принимают чужое мнение. |
VIII. Домашнее задание | Страница 5-8 в учебнике. | Уточняют и записывают домашнее задание. |
Ответы |
1 | Д |
2 | Г |
3 | Е |
4 | Б |
5 | В |
6 | А |