ГКОУ КК школа-интернат с. Ванновского
Конспект
урока по чтению
в 3 классе
по теме: К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»
учитель: М.Я. Попович
с. Ванновское
Цель: совершенствовать технику чтения на материале текста К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся со сказкой К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».
Учить ориентироваться в содержании текста с помощью выборочного чтения с опорой на иллюстрацию
Расширять представления учащихся о признаках зимы, об особенностях жизни животных, птиц в зимний период на основе текстов изучаемых произведений.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать связную устную речь, правильное произношение, обогащать пассивный и активный словарь обучающихся, через обсуждение изучаемого материала, беседу, знакомство с новыми словами и выражениями.
Корригировать переключение внимания путем частой смены заданий (двигательных, слуховых, тактильно-двигательных).
Развивать слуховое восприятие на основе аудирования текста сказки.
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, через использование на уроке дидактических игр.
Любовь и бережное отношение к природе, животным, птицам.
Воспитывать уважение друг к другу, дружеские отношения и дух сотрудничества.
Оборудование: учебник « Книга для чтения» 3 класс, авторы составители З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева, карточки со словами и текстами, ноутбук, выставка книг с произведениями К.Д. Ушинского.
Ход урока
I.Организационный этап
Отчет дежурного (Сегодня 8 февраля, урок чтения. К уроку готовы все. Присутствуют все. Дежурный….)
Игра «Волшебный микрофон»
- Ребята, скажите в микрофон, с каким настроением вы пришли на урок и что вы ждете от него. ( Дети по цепочке передают игрушечный микрофон и говорят в него свои пожелания)
II. Артикуляционная гимнастика
1-упражнение «Сдуй снежинку»
2-упражнение «Бегемотик»
3- упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка - слонёнок»
4- упражнение «Лошадка»
5- упражнение «Скажи правильно»
III.Проверка домашнего задания
- Ребята, как называется раздел учебника, который мы изучаем сейчас на уроках чтения? (Вот пришли морозы и зима настала…)
- О чем говорится в разделе? (о зиме)
- Как называется стихотворение, которое было заданно на дом? (Зимнее утро)
- Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин)
- Что описывает Пушкин в своем стихотворении? (природу зимой)
- Ребята, вам было заданно выучить это стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто хочет прочитать нам стихотворение и продемонстрировать свою иллюстрацию?
- Поднимите руку кому понравился ответ (имя ученика)?
IV.Актуализация опорных знаний
- А теперь будьте внимательны. О каких признаках зимы нам рассказывает А.С. Пушкин в стихотворении? (снег лежит, иней на деревьях, речка покрыта льдом)
- Какие произошли еще изменения в природе зимой? (небо низкое и хмурое, день стал короче, а ночи длиннее)
- Как звери подготовились к зиме? (сменили шубку с летней на зимнюю, подготовили запася еды, медведь, еж легли до весны в спячку)
-А как птицы подготовились к зиме? (улетели на юг многие птицы) Назовите перелетных птиц. (ласточка, скворец, грач) Какие птицы остались? Назовите зимующих птиц. (воробей, синица, голубь)
- Как мы можем помочь зимующим птицам пережить зиму? (построить для них кормушки)
Физ.минутка
- Поиграем в игру и решим, что можно положить в кормушку птицам, а что нельзя.
Игра «Покорми птиц»
Если называю правильно – руки вверх и хлопнуть в ладоши, если нельзя - присесть.
(семечки, пшено, мороженное, ячмень, апельсины, хлебные крошки- конфеты, шоколад и т. д)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, чем любят полакомиться птицы.
V. Введение в тему урока с опорой на знания учащихся.
-Посмотрите пожалуйста на доску. Зима перепутала все слоги в теме нашего урока. Давайте подумаем и соберем из слогов слова и узнаем тему урока.
(Дети собирают тему урока: «Проказы старухи зимы»)
(На доске появляется портрет К.Д. Ушинского)
- Сегодня мы будем читать сказку «Проказы старухи Зимы». Написал сказку Константин Дмитриевич Ушинский(1824 – 1870). Знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки.
- посмотрите на выставку книг, которую я для вас подготовила. В них напечатаны произведения Ушинского. На переменке вы можете познакомиться с ними поближе.
- Сегодня мы будем читать сказку.
- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа? (в сказке всегда есть волшебство)
VI.Подготовка к восприятию нового текста.
- Прежде чем начинать читать, давайте разберём некоторые слова и выражения из сказки, которые могут быть вам незнакомы.
ДУБРАВА - дубовая роща, лесок
ЗАПОРОЩИЛА ПОЛЯ - выпал снег на поля
ЛЮТЫЙ - злой, сердитый
ОКОННИЦА - оконная рама со стеклами
САЛАЗКИ – санки
ПРОКАЗЫ - забавы, игры
ХЛЕВ - сарай для скота
ПОДСОБИТЬ – помочь
- Прочитайте слово. Прочитайте с выделением ударного слога. Кто знает, что означает это слово?
VII.Работа над новой темой.
- Теперь, с пониманием слов вы будете слушать сказку. Она называется «Проказы старухи зимы». Вы должны слушать внимательно и по окончании ответить на вопрос: О каких признаках зимы говорится в сказке?
Чтение сказки учителем
- Какие проказы зимы описаны в сказке? (Сорвала листья с деревьев в лесу, запорошила снегом поле, морозы послала, покрыла льдом реки и озера, заморозила окна)
-Подумайте, почему К.Д. Ушинский называет зиму старухой? (Старуха, потому, что злая. Зима в сказке описана злой, лютой, сердитой)
Физ.минутка
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.
VIII. Работа над новым текстом
- Сейчас мы будем читать сказку. Внимательно следите за чтением своих одноклассников, потому, что я буду останавливать и спрашивать другого.
Физ.минутка для глаз
Беседа по прочитанному:
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
- Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие иллюстрации.
«Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости…»
- Какой показана старуха-зима в начале сказки? (злой)
- Изменилась ли старуха-зима к концу сказки? (Да, она стала грустной.)
Работа по карточкам
- Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
(Дети работают по карточкам.)
Какая зима? ЗИМА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ, МОРОЗНАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. |
Резерв.
Работа по карточкам.
- Прочитайте текст в полголоса. Зачеркните лишние предложения . Объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст.
Зима. Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы. |
IX.Итог урока.
- Поднимите руку кто любит зиму?
- За что вам нравится зима?
- Зима конечно суровое время года, но посмотрите сколько радости приносят нам зимние забавы. А как красива природа зимой! И сколько бы зима не злилась, не пугала нас морозами, вьюгами и метелями, мы все равно её любим. Любим, когда с неба, тихо кружатся и падают снежинки.
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- С каким произведем мы познакомились сегодня?
- Кто его автор?
Оценка деятельности учащихся
- Вы сегодня очень хорошо постарались и очень этим меня порадовали. …..
Домашнее задание
Раздаются снежинки, на которых прикреплены карточки с домашним заданием:
Прочитать текст с. 130-132
Нарисовать иллюстрацию, к отрывку, который вам больше всего понравился.