СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ДНК "Что значит быть человеком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ДНК "Что значит быть человеком"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ДНК "Что значит быть человеком"»

ДНК

Внеклассное мероприятие

Тема: «Что значит быть человеком»

Цель: Способствовать формированию положительных черт своего характера, нравственно-этической культуры.

Задачи:

Метапредметные:

развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, уважать мнение партнера);

развивать интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу;

развивать умение строить рассуждение, проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

Предметные:

дать представление учащимся о том, что сознательное совершенствование человека является личной необходимостью самого человека,

развивать умение анализировать и оценивать свои поступки,

способствовать развитию таких личностных качеств как честность, вежливость, умение дорожить дружбой, доброта, смелость, великодушие и пр.

На предыдущем занятии учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает свое задание: прочитать одно из литературных произведений и быть готовыми к диалогу.

Первая группа получила задание: прочитать рассказ А.И.Пантелеева «Честное слово».

Вторая группа читала стихотворение А.Л.Барто «Любочка».


Третья группа читала стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»


Четвертая группа прочитала стихотворение Н.Тулуповой «Доброта»

Ход занятия.

На доске написаны слова:

растение

животное

рукокрылое

человек

парнокопытное

млекопитающее

Учитель: Установи последовательность понятий от более широкого (общего) к узкому понятию (частному).

Ученики: животное - млекопитающее - человек ( Слайд 1)

Учитель: Как вы понимаете слово «человек»?

Ученики: Существо думающее.

Мыслящее.

Умеющее рассуждать.

Умеющее объяснить свои поступки.

Умеющее говорить.

Умеющее принимать решения и пр.

Учитель: Вы правы. В энциклопедическом словаре дается следующее толкование «Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом.» (Слайд 2)

Учитель: Что значит «общественное существо»?

Ученики: Живет в обществе, и ему необходимо общение.

Учитель: Как человек общается в современном мире?

Ученики: Если в древности для общения достаточно было мимики, жестов, отдельных звуков, то сейчас для общения необходима членораздельная речь.

Учитель: Внешнее строение всех людей схоже. У всех нас есть голова, тело, руки, ноги. Все мы умеем мыслить, говорить. Можно ли каждого, кто имеет образ (облик) человека считать «настоящим человеком»?

Дети: Нет. Человек должен быть «человеком» не по внешним признакам, а по сути, проявляя человеческие качества и совершая человеческие поступки.

Учитель: Верно. Человеком не рождаются, им становятся, воспитывая в себе ценные личностные качества.

Учитель: Как вы думаете, почему иногда, общаясь с человеком, рассматриваешь его костюм, украшения, обувь? А бывает - пообщавшись, даже не запомнил во что человек был одет.

Дети: Не обращаешь внимания на внешность человека, когда он интересен как собеседник, как личность. А если человек не может увлечь, заинтересовать содержательным рассказом, начинаешь его рассматривать.

Учитель: Правильно. Как бы красиво человек не был одет, интересен не его наряд, а его «внутреннее содержание». И материальный достаток не гарантирует того, что человек будет востребован обществом и полезен ему. Недаром народная пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». (Слайд 3)

Дети: Значит, совсем не нужно покупать красивые, дорогие вещи, зарабатывать на них большие деньги? Но ведь всем хочется иметь хорошую квартиру, дорогую машину.

Учитель: Жить в достатке – это совсем не плохо. Но если личное обогащение - цель жизни человека, то это – трагедия. Животные потребности (вкусно поесть, поспать) не должны преобладать над человеческими.

Учитель: Кто может уверенно и с гордостью сказать: «Я – человек!»

Дети поднимают руки.

Дети: Так про себя может сказать тот, кто честен, смел, совершает хорошие поступки, кто умеет дружить, уважает малышей и старших, кто вежлив, любит Родину.

Учитель: На прошлом занятии я вас разделила на группы. К сегодняшнему уроку каждая группа получила задание: прочитать одно из литературных произведений и быть готовыми к диалогу.

Первая группа получила задание: прочитать рассказ А.И.Пантелеева «Честное слово».

Напомните, о чем рассказ.

Дети: В одном из скверов автор встретил маленького мальчика, который остался один в сквере, плакал, но не покидал « свой пост», так как дал «честное слово»

Учитель: Что для мальчика значило «честное слово»?

Дети: Хоть умри, но слово сдержи.

Учитель: Почему автор считает, что из мальчишки будет настоящий человек? Чтение учителем отрывка.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему,

действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и

такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не

испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет... Еще не известно, кем он будет, когда вырастет,

но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим

мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.


Дети: Он волевой, честный, смелый.

Учитель: Давали ли вы когда - нибудь честное слово?

Дети высказываются.

Учитель: Легко ли сдержать честное слово?

Дети: Трудно. Но если «Дал слово – держи». (Слайд 4)

Так гласит русская пословица.

Учитель: Вторая группа напомнит, какое задание получила она.

Дети: Мы читали стихотворение А.Л.Барто «Любочка».

Ребенок читает.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Учитель: Какой вы увидели девочку Любу?

Дети: Неуважительной к взрослым.

Невоспитанной.

Злой.

Грубой.

Учитель: Можно ли Любочку считать «настоящим человеком»?

Дети: Нет.

Учитель: Попробуем вместе вспомнить правила вежливости.

Дети: Будь вежлив на словах и на деле.

Будь внимательным к людям.

Уважай старших.

« Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.» (пословица) (Слайд 5)

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру и составить «Словарь волшебных слов». Отвечайте хором.

-Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь……(здравствуйте)

-Зазеленеет старый пень, когда услышит……..(добрый день)

-Когда вас бранят за шалости, говорите………..(простите, пожалуйста)

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого……..(спасибо)

-И во Франции и в Дании на прощанье говорят…….(до свидания)

(Слайд 6)

Здравствуйте.

Добрый день.

Простите.

Спасибо.

До свидания.

Учитель: Каким же должен быть настоящий человек?

Дети: Вежливым, уважительным, внимательным к людям.

Учитель: Третья группа отчитается о своей работе.

Дети: Мы читали стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Учитель: О чем он?

Дети: Стихотворение о простом парне, который во время пожара спас девочку и предпочел остаться неизвестным.

Учитель: Почему автор называет парня героем?

Дети: Он бросился на помощь совершенно чужому незнакомому ребенку.

Не ждал благодарности.

Моментально принял правильное решение.

Не каждый способен на такой решительный шаг.

Учитель: Можно ли считать парня настоящим человеком?

Дети: Он – настоящий человек и настоящий герой.

Учитель: А можно ли сегодня совершить подвиг?

Дети: Можно.

Дети приводят примеры героических поступков в наше время.

Учитель: Вы правы. «В жизни всегда есть место подвигу.» (Слайд 7) Чтобы еще раз в этом убедиться, я предлагаю вам прочитать дома произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков.

Учитель: Какое задание было у четвертой группы?

Дети: Мы прочитали стихотворение Н.Тулуповой «Доброта»

Чтение стихотворения ребенком.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель: Как вы думаете, как можно воспитать в себе такое качество, как доброта? Может быть оно вообще есть в человеке с рождения?

Дети: Доброту в себе нужно воспитывать каждый день.

Начинается она с любви к людям.

Добро нужно дарить искренне, бескорыстно, не требуя взамен благодарности. «От добра добра не ищут»,- гласит русская пословица. (Слайд 8)

Добро делай не ожидая выгоды.

Учитель: Каким еще должен быть настоящий человек?

Дети: Добрым, бескорыстным, великодушным.

Учитель: А теперь, в качестве закрепления темы «Что значит быть настоящим человеком» разгадаем кроссворд. (Слайды 9 -10)

По вертикали:

  1. Правдивый, свободный от всякого лукавства.

  2. Воспитанный, учтивый, соблюдающий правила приличия.

  3. Дружески относящийся к людям.

  4. Добродетельный, добросердечный, гуманный, человечный, сердечный.

  5. Выражающий уважение к кому-либо.

  6. Отважный, бесстрашный, храбрый.

  7. Готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других, благородный, щедрый.


Кроссворд.




3






7




6


2


4

5



1







ч

е

л

о

в

е

к




























































Ответ.




3





д

7

р

в

у

6

е

2

ж

4

5

с

л

1

в

е

д

у

м

и

ч

е

л

о

в

е

к

е

ж

ю

б

а

л

о

с

л

б

р

ж

ы

д

т

и

н

ы

и

й

у

н

в

ы

й

т


ш

ы

ы

й


е

н

й

й


л

ы



ь

й

н


ы

й









Учитель: Наше занятие хочу закончить словами великого русского писателя А.П.Чехова «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и помыслы».