СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по экономике "Главные вопросы экономики".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс предмет «экономика» 

Конспект урока № 5

Тема урока «Главные вопросы экономики».

Цель урока: изучение главных вопросов экономики и понятий разделения труда, специализация.

Задачи:

обучающая:  характеризовать главные вопросы экономики; использовать полученные знания при решении проблем и задач экономического содержания, объяснять взаимовыгодность добровольного обмена.

воспитывающая: воспитывать у учащихся способность самостоятельно получать знания, ответственность, внимание.

Оборудование: учебник, презентация, практикум, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА:

1.Вводная беседа.

Приветствие. Контроль численного состава детей на уроке.

2. Опрос домашнего задания (устно)

1. Что такое КВП? (это экономическая модель, показывающая различные комбинации выпуска двух видов товаров при данном объёме ресурсов и определённом уровне развития техники).

2. О чём говорит точка вне  КПВ? (о переиспользовании ресурсов).

3. О чём говорит точка внутри КПВ ( о недоиспользовании произв. возможностей)

4. В каких случаях кривая имеет выпуклый вид.

5. В каких случаях кривая имеет вид прямой.

6. Перечислите факторы производства и факторные доходы.

7. Главная проблема экономики.(ограниченность ресурсов).

3. Сообщение темы и цели урока.

 Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определять, что производить, как производить, и  для кого производить.

 Как вы думаете, что будет являться темой нашего урока?

Слайд 1

Тема урока «Главные вопросы экономики»

 Цель: изучение главных вопросов экономики и понятий разделения труда, специализация.

4. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Что производить? Как производить? Для кого производить?

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время? Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать или от чего-то вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся и их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. 

Как производить? Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства и т. п.

Существуют различные варианты производства благ. Из множества вариантов важно выбрать наиболее эффективный. Так, всегда существует несколько способов строить дороги, изготавливать машины, осваивать новые месторождений полезных ископаемых. Один способ требует больших денежных затрат, другой — технических, третий - значительного использования трудовых ресурсов и т. п. Какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов является оптимальным? При решении этого вопроса берется во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта. 

Экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность, и наоборот. Напомним, что производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства. Так, эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы: внедрение технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов, совершенствование мастерства работника, использование разделения труда.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каким ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство? 

Для кого производится продукт? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества? 

Поскольку ни одно общество не в состоянии каждому желающему предоставить, например, собственный коттедж или автомобиль, то приходится мириться с тем, что кто-то живет в многоквартирном доме или пользуется общественным транспортом. Общество вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешевые товары}.

Производитель часов может выпускать наручные часы в простом металлическом корпусе или в золотом, обычные механические будильники или сложные электронные. Его выбор будет зависеть, в частности, от решения вопроса о том, кто будет пользоваться произведенной продукцией. Тем самым посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ. 

Все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи. 

Слайд 3

Специализация – это такая организация производства, при которой производители сосредотачиваются на выпуске определенных видов продукции.

Приведите примеры( Бразилия – кофе, машины – Япония, Корея, США, чай – Индия, сыр – Голландия, самовары, пряники – Тула, алмазы – Якутия)

Слайд 4

Значение специализации

  1. Сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях.
  2. Приобретение специальных знаний и навыков в определенной области.
  3. Разделение труда по отдельным видам трудовой деятельности.

Уровни специализации: (записываем)

1.Товарная – специализация предприятий на производстве определенных видов продукции.

2.Международная – специализация страны в производстве определенных видов товаров, предназначенных для международного обмена.

3.Отраслевая - специализация внутри отрасли группы предприятий, объединенных по видам выпускаемой продукции

Отрасль – это группа предприятий, выпускающих однородную продукцию.

4.По сферам экономики: различают добывающую сферу (первичную: добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство), перерабатывающую сферу (вторичную: отрасли промышленности, занятые переработкой), сферу материальных и нематериальных услуг.

5.Территориальная - специализация района, связанная с наличием определенных ресурсов, природно-климатических условий.

6. Внутрифирменная – разделение труда по участкам, цехам, отделам, профессиям, в рамках каждого предприятия.

Слайд 5

Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками.

Слайд 7 (подумаем вместе)

Плюсы и минусы разделения труда.

Плюсы: человеку легче работать, люди создают больше производственного товара, каждый выполняет разную работу, что значительно увеличивает скорость производства.

Минусы: люди получают меньше денег, работник не может развивать свои физические и умственные способности кроме выполнения простой работы т.к. люди делают каждый отдельную деталь тем самым человек становится тупым и слабым что  несёт вред здоровью народа, а тем самым и экономике страны и её военной мощи. 

Если есть время кроссворд (практикум стр.7 «Основные экономические понятия»).

5. Итог урока: Что вы сегодня узнали нового? Чему научились? Что хотели бы узнать ещё?

6. Дом задание. Параграф № 3.стр.23-24. конспект .