СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физической культуре в 5 классе. Баскетбол. ФГОС.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект занятия по баскетболу для учащихся 5 класса с использованием ИКТ, соответствующий образовательному стандарту второго поколения. Учебная цель урока обучение стойке игрока и перемещениям. 

Просмотр содержимого документа
«Пивоваров Евгений Васильевич. Конспект урока физической культуры по баскетболу в 5 классе. ФГОС»

Международный педагогический конкурс

«Современный урок»





















Конспект урока физической культуры по баскетболу в 5 классе







Автор

Пивоваров Евгений Васильевич

учитель физической культуры

МБОУ «Смоленская средняя

общеобразовательная школа №2»

659600, Алтайский край, Смоленский район,

село Смоленское, улица Мартакова, 24,

тел. +7(960)943-38-48













село Смоленское

2015 год

Конспект урока физической культуры по баскетболу в 5 классе.

Тема урока. Правила поведения на уроках баскетбола. Основная стойка игрока, перемещения в стойке игрока.

Цель урока. Обучение технике выполнения стойки, остановки, перемещений игрока в баскетболе. Дать знания о пользе занятий баскетболом для здоровья, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.

Краткое описание. Развернутый конспект занятия по баскетболу для учащихся 5 класса с использованием ИКТ, соответствующий образовательному стандарту второго поколения. Разработан на основании рабочей программы по физической культуре для 5-9 классов, автор В.И. Лях.

Задачи урока:

  • Предметные: иметь первоначальное представление о баскетболе как виде спорта, о стойке баскетболиста, технике передвижений и остановок в стойке баскетболиста, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, упражнений направленных на развитие физических качеств и подвижных игр

  • Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Условия проведения: спортивный зал

Материально-техническое обеспечение: проектор, тренировочные фишки, 2 горизонтальные координационные лестницы, набивные мячи, баскетбольный мяч.

1.ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Организационный момент

Цель учителя: сформировать у учащихся положительную психологическую мотивацию к решению учебных задач урока;

Цель учащихся:

Задачи:

Предметные: Знать, как правильно выполнять построение в одну шеренгу, строевые приемы.

Коммуникативные: точно формулировать цель и задачи совместных с другими учениками занятий физическими упражнениями;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

Познавательные: уметь рассказывать о баскетболе как виде спорта, основных технических приемах и действиях.

Методы: словесный, наглядный.

методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организационный момент.

Организую сдачу рапорта, контролирую правильность выполнения команд.

Организация деятельности занимающихся по актуализации знаний о баскетболе.

Предлагаю ученикам угадать какой вид спорта представляет данный инвентарь – показываю баскетбольный мяч.

- «Какие основные технические приемы и действия вы знаете без которых невозможна игра в баскетбол»?

Создание ситуации для самоопределения занимающихся и условий для развития умения ставить цель и представлять результат.

Делаю акцент на то, что выполнение основных технических приемов невозможно без освоения стойки игрока и перемещений в стойке.

В случае невозможности определить задачи урока, задаю объясняющие вопросы, вызывая ассоциации с жизнью.

Учебная цель нашего занятия

– Освоение стойки баскетболиста, техники перемещений в стойке баскетболиста. (Слайд №1)


Физорг класса сдаёт рапорт, учащиеся выполняют команды: «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь».









По инвентарю определяют вид спорта – баскетбол.






Отвечают: «перемещения, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча в кольцо».

Слушают учителя, строят высказывания.










Принимают решения и осуществляют выбор учебной и познавательной деятельности урока.


2 мин

Проверить наличие спортивной формы у учащихся. Ее соответствие требованиям.














































Воспроизвожу тему урока и учебную цель через проектор на стене.

1.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: Проверить выполнение домашнего задания учащимися по правилам безопасности на уроках баскетбола.

Задачи:

Предметные: знать правила безопасности на уроках баскетбола.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии поставленными вопросами;

Регулятивные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, рассуждений;

Познавательные: объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности на уроках.

Методы: словесные: беседа; ИКТ /презентация/.

Методы контроля: опрос

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

- «Перед тем как продолжить занятие необходимо вспомнить правила которые надо неукоснительно соблюдать».

Через проектор воспроизвожу презентацию с вопросами теста по правилам безопасности на уроках баскетбола. Ученикам предлагается ответить на вопросы. (Слайды презентации №№2 – 9)

Слушают, читают, анализируют.







Отвечают на поставленные вопросы

5 мин



Презентация воспроизводится через проектор на стену спортивного зала. При необходимости помогать учащимся, задавая наводящие вопросы


1.3. Разминка:

Цель: обеспечить общую функциональную готовность организма учащихся к активной мышечной деятельности в основной части занятия.

Задачи:

Предметные: знать, как выполнять общеразвивающие упражнения в парах.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, оказывать посильную помощь товарищу при выполнении физических упражнений;

Регулятивные: формировать умение сохранять заданную цель, адекватно оценивать свои физические силы и действия, а также действия товарищей.

Познавательные: объяснять, для чего нужно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений, уметь показать их.

Методы: словесный, наглядный, практический, ИКТ /презентация/.

Формы организации деятельности учащихся: групповой, парный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Измерить ЧСС.

- «С какой целью мы проводим разминку?»

Перестраиваю учеников перед выложенными в 2 ряда набивными мячами в две колонны. Объясняю и показываю упражнения.

Ученики измеряют по команде ЧСС.

Отвечают на вопрос о необходимости проведения разминки.

Строятся в колонну по два перед уложенными на определенном расстоянии друг от друга набивными мячами.

1 мин



За 6 сек., добавить ноль;




следить за правильным перестроением учащихся в две колонны.





Обратить внимание на правильное выполнение перемещений учащихся.

1. Бег лицом вперед между набивными мячами.


6-8 раз



2.Бег спиной назад между набивными мячами.

6-8раз



3.Передвижение приставными шагами лицом вперед между набивными мячами.

6-8раз



4.Передвижение приставными шагами спиной вперед между набивными мячами.

6-8раз



5.Прыжки вперед толкаясь обеими ногами одновременно через мячи.

3раза



Даю команду «Встать по парам!»

Объясняю, демонстрирую правильность выполнения ОРУ в парах

перестраиваются, образуют пары, слушают.


1 мин



Следить за правильностью выполнения учениками упражнений.

1.и.п.: стоя лицом друг к другу, упираясь один в другого ладонями; у каждого правая нога – в шаге перед левой; одна рука согнута, другая выпрямлена. Встречные движения руками.

Выполняют упражнения в парах по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия.


8-10 раз



2.и.п.: лицом друг к другу, ноги врозь, руки на плечах партнера. Одновременные пружинящие наклоны туловища вперед.

8-10 раз



3.и.п.: спинами друг к другу, руки вверх. Первый обхватывает руки второго и медленно тянет его вперед-вверх к себе на спину, слегка наклоняясь вперед. Второй прогибается.

8-10 раз



4.и.п.: стоя спиной друг к другу, держась один за другого разведенными в стороны руками. Одновременные повороты туловища (поочередно вправо и влево).

8-10 раз



5.и.п.: лицом друг к другу, взявшись за руки. Одновременный переброс ног через сомкнутые руки, разворот, «нырок» под сомкнутые руки. Затем переброс «других» ног через руки внизу, продолжение разворота до возвращения в и.п.

8-10 раз



6.и.п.: сидя лицом друг к другу, ноги прямые, слегка приподняты над полом, руки в стороны. Круговые движения ногами вокруг ног партнера.


8-10 раз



7.и.п.: взявшись за руки. Состязание: кто кому наступит на ступню?

Отметить лучших.

Измерить ЧСС

30 сек




за 6 сек,

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: Создать условия для активного восприятия учащимися знаний и формирования умений и действий игры в баскетбол.

Цель учащихсяовладеть терминологией элементов баскетбола: основная стойка, передвижения, повороты и остановка.

Задачи:

Предметные: знать технику выполнения стойки баскетболиста, перемещения в стойке игрока;

Коммуникативные: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, обеспечивают бесконфликтную совместную работу;

Регулятивные: сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; формировать опыт саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: выполнять стойку игрока, перемещения в стойке игрока, уметь применять перемещения в стойке игрока во время проведения эстафет, выполнять упражнения на координационной лестнице, играть в подвижную игру.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, поточная, групповая.

Методы организации деятельности учащихся: словесные, наглядные, метод целостно-конструктивного действия, игровой, соревновательный, метод стандартно-интервального упражнения, ИКТ – презентация.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: оперативный, текущий, измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Открытие нового знания.

Предлагаю просмотр презентации с демонстрацией стойки игрока. (Слайды №№ 11 – 12)

Показываю, как выполнять стойку игрока, передвижения в стойке игрока.

Выполняю ведение мяча вправо, влево перед строем учащихся, стоящих в стойке игрока.

Слушают, смотрят, анализируют.








Принимают положение стойки игрока. Повторяют действия за учителем.


По заранее оговоренным учителем командам занимающиеся выполняют перемещения в баскетбольной стойке, передвигаясь за учителем.


2 мин








5 мин

Выполняют задания которые не имеют противопоказаний

Выполняют индивидуальные задания согласно рекомендациям врача

В стойке ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Верхняя часть туловища наклонена вперед. Руки согнуты в локтевых суставах так, что предплечья расположены на уровне пояса и параллельны. Кисти свободны и опущены вниз. Взгляд направлен вперед, отсутствует чрезмерное напряжение мышц всего тела. Руки готовы как к ловле верхнего мяча, так и к ловле отскочившего от пола или катящегося мяча.








Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний и умений.

Перестраиваю учащихся в две колонны (команды)

Даю задания передвигаться в стойке игрока оговоренным способом от одной фишки к другой, расположенным по отношению друг другу под углом:

-лицом вперед, спиной вперед, боком приставными шагами.

Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимоценки.

- Добились ли поставленной цели выполняя это упражнение?

- Где Вы сможете использовать полученные знания и умения?

- Какие эстафеты можно придумать с перемещением в стойке игрока?

Обучающиеся выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают самостоятельно.




















Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Проговаривают критерии оценки, приводят примеры жизненных ситуаций, где могут применить свои знания и умения.


каждая группа работает на своей стороне площадки, выполняя поточно перемещения в стойке игрока зигзагом от одной фишки до другой, назад возвращается легким бегом, не мешая выполнять задание другим учащимся.



















При затруднении оказать помощь в оценивании занимающимися своей деятельности.

Провожу эстафеты, даю задания передвигаться различными способами в стойке игрока.


Выполняют задания с соревновательной скоростью.


5 мин

Обращать внимание на правильное положение ног и рук во время выполнения заданий.

Даю команду построиться отдельно друг от друга в колонну по одному для девушек и юношей.

Измерить ЧСС

Использую презентацию для демонстрации упражнений на лестнице, направленных на развитие функциональных способностей.

(Слайды №13 – 16)

Перестраиваются.

Перед девушками и юношами лежат горизонтальные координационные лестницы.


Измеряют ЧСС


Смотрят, анализируют. Выполняют упражнения.

30 с













1 мин

Выполняют задания которые не имеют противопоказаний

Выполняют индивидуальные задания согласно рекомендациям врача

Следить за перестроением учащихся.






За 6 сек.


Обратить внимание на правильность выполнения заданий, на изменение внешнего вида занимающихся.

1.Пробегание с высоким подниманием бедра, наступая в каждую клетку.

Обучающиеся выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают самостоятельно.



3 раза

2.Прыжки, отталкиваясь передней частью стоп обеих ног в каждой клетке лестницы.

3 раза

3.Прыжки-классики.


3 раза


Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Провожу подвижную игру малой интенсивности «Числа». Игроки свободно перемещаются по площадке заданным способом. По команде (например, «Четыре») ученики должны как можно быстрее образовать группы по 4 человека. Варианты: /образовать круг, встать друг за другом и т.д./

Слушают, играют. Соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия,

5 мин

Следить за выполнением условий игры учащимися. Отметить лучших.

3. Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель: создать условия для постепенного восстановления физического и психологического состояния организма учащихся.

Задачи:

Предметные: знать правила игры «Десять»;

Коммуникативные:Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры, сохранять рабочие отношения;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;

Познавательные: уметь играть в игру «Десять», измерять ЧСС.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Методы организации деятельности учащихся: игровой, словесный, наглядный, ИКТ - презентация

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: текущий, измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Объясняет правила игры малой интенсивности «Десять». По сигналу ученики должны закрыв глаза сосчитать до десяти секунд и сделать шаг вперед. Учитель отмечает тех, кто оказался точнее к астрономическому времени.

Измерить ЧСС

Слушают, играют.














Измеряют ЧСС

3 мин



В начале показать, как необходимо играть. Повторить 2 раза












За 6 сек.

3.2. Подведение итогов урока

Цель учителя: формировать у учащихся способность к рефлексии выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержания учебного материала.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Задачи:

Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга и учителя, проявлять уважение, интерес и внимание к собеседнику, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

Познавательные: уметь объяснять и выполнять самоконтроль (рефлексию) своей деятельности на уроке

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная.

Методы организации деятельности учащихся: беседа, ИКТ - презентация

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: итоговый

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к занятиям баскетболом.

Задает вопрос: какая была цель нашего занятия?

Справились с заданием? Или возникли какие-то трудности?

Отметить учеников.

Слушают, анализируют, высказывают свое мнение.


5 мин



Презентация с учебной целью воспроизведена на стене.

3.3 Задание на дом.

Цель: побудить учащихся к потребности в познавательной деятельности в области физической культуры и спорта, занятиям физическими упражнениями в свободное от учебы время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Даю домашнее задание.

- «Выполнить перед зеркалом стойку игрока».

(Слайд № 17)

Прочитать §8 стр. 110 – 112

Прощается с учащимися.

Слушают, записывают.









Покидают спортивный зал.

1 мин



Домашнее задание воспроизведено на стене через проектор;

§8 стр. 110 – 112;

- «Выполнить перед зеркалом стойку игрока».


Использованная литература:

  1. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013г.

  2. Качани Л., Горски Л. Тренировка футболистов. Пер. со словацк. Шпорт, словацкое физкультурное издательство, Братислава. 1984 г.

  3. Баула Н.П., Кучеренко В.И. Баскетбол: тактика игры: 5–6 классы. – М. : ООО «Чистые пруды», 2004. – 32 с. : ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе»).

Интернет – источники:

  1. http://www.soccerdrills.de/Warm%20Up%20Training%20Fussball/warm%20up%20seiten/warmup-107.html

  2. https://www.youtube.com/watch?v=hUuw_10zTFM

  3. http://www.youtube.com/watch?v=43XJWA5neQc

Просмотр содержимого презентации
«Пивоваров Евгений Васильевич.Презентация по баскетболу - правила безопасности, стойка баскетболиста»

Тема урока: Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, перемещения в стойке игрока.   Цель урока. Обучение технике выполнения стойки, перемещений игрока в баскетболе.  Выполнил Пивоваров Евгений Васильевич – учитель физической культуры МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема урока: Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, перемещения в стойке игрока.

Цель урока. Обучение технике выполнения стойки, перемещений игрока в баскетболе.

Выполнил Пивоваров Евгений Васильевич – учитель физической культуры МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Тест по правилам безопасности на уроках баскетбола

Тест по правилам безопасности на уроках баскетбола

1. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношение спортивной одежды и обуви, правила личной гигиены.    А) всегда   Б) в редких случаях   В) иногда

1. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношение спортивной одежды и обуви, правила личной гигиены.

А) всегда

Б) в редких случаях

В) иногда

2. Обувь для занятий спортивными играми должна быть  А) на кожаной подошве  Б) удобные тапочки  В) на нескользкой подошве

2. Обувь для занятий спортивными играми должна быть

А) на кожаной подошве

Б) удобные тапочки

В) на нескользкой подошве

3. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру нужно  А) с разрешения учителя  Б) произвольно  В) с окончанием интереса

3. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру нужно

А) с разрешения учителя

Б) произвольно

В) с окончанием интереса

4. Нужно ли избегать столкновения с игроками, толкаться, бить по рукам и ногам во время игр   А) не всегда  Б) по ситуации  В) да всегда

4. Нужно ли избегать столкновения с игроками, толкаться, бить по рукам и ногам во время игр

А) не всегда

Б) по ситуации

В) да всегда

На занятиях спортивными играми   А) ногти на руках должны быть коротко острижены, украшения (кольца, браслеты, серьги) сняты, очки закреплены резинкой   Б) разрешается ношение украшений только девушкам   В) разрешается ношение украшений в особых случаях (показательные, финальные выступления)

На занятиях спортивными играми

А) ногти на руках должны быть коротко острижены, украшения (кольца, браслеты, серьги) сняты, очки закреплены резинкой

Б) разрешается ношение украшений только девушкам

В) разрешается ношение украшений в особых случаях (показательные, финальные выступления)

Во время занятий все острые, выступающие предметы должны быть  А) открытыми  Б) заставлены матами или огорожены  В) обозначены яркими знаками (лентами, флажками)

Во время занятий все острые, выступающие предметы должны быть

А) открытыми

Б) заставлены матами или огорожены

В) обозначены яркими знаками (лентами, флажками)

Использовать неисправные тренажёры, спортивные снаряды, спортивное оборудование, заниматься на неподготовленных площадках А) можно со страховкой  Б) можно, соблюдая осторожность  В) нельзя

Использовать неисправные тренажёры, спортивные снаряды, спортивное оборудование, заниматься на неподготовленных площадках

А) можно со страховкой

Б) можно, соблюдая осторожность

В) нельзя

Главная причина травматизма во время занятий спортивными играми является   А) не внимательность  Б) нарушение дисциплины  В) нарушение формы одежды

Главная причина травматизма во время занятий спортивными играми является

А) не внимательность

Б) нарушение дисциплины

В) нарушение формы одежды

Стойка баскетболиста

Стойка баскетболиста

Перемещения в стойке баскетболиста

Перемещения в стойке баскетболиста

Упражнения на горизонтальной координационной лестнице

Упражнения на горизонтальной координационной лестнице

Упражнения на координационной лестнице

Упражнения на координационной лестнице

  • Бег наступая в каждую клетку
Прыжки отталкиваясь обеими ногами в каждой клетке
  • Прыжки отталкиваясь обеими ногами в каждой клетке
Прыжки классики
  • Прыжки классики
Домашнее задание: 1. §8 стр. 110 – 112; 2. «Выполнить перед зеркалом стойку игрока».

Домашнее задание:

1. §8 стр. 110 – 112;

2. «Выполнить перед зеркалом стойку игрока».