СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории по теме "Нашествие с Востока"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории 6 класс "Нашествие с Востока"»

16.03.2016 г. Тема: Нашествие с Востока.

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу»

А.С.Пушкин.


Цель: познакомить учащихся с завоеваниями Руси монголами, причинами и последствиями этого события.

Задачи:

  1. Образовательная. Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, выяснить историческое значение нашествия монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск;

  2. Развивающая. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, контурной картой, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах. Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.

  3. Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из видео о Евпатии Коловрате, анимированные схемы «Битва на Калке», контурные карты, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступление. Сегодня мы откроем еще одну страницу истории нашей Родины. Страница трагическая и героическая. Это трагическое событие повлияло и изменило судьбу и историю нашей страны. А мужество

, храбрость и стойкость, проявленные нашими предками, будут жить и увлекать современные и будущие поколения находить в героических подвигах предков достойные, незабываемые образцы для подражания.

  1. Актуализация ранее изученных знаний. Проверка домашнего задания.

1.Разминка :862; 882; 980; 988; 1097; 1147; 1146.

Полюдье, уроки, погосты, вервь, вира, закуп, рядович, холоп, огнищанин.

  1. Проверка домашнего задания. Тест .

1.Какой период истории нашей страны мы сейчас изучаем?

2. Дайте определение феодальной раздробленности.

3.Точки зрения на время феодальной раздробленности.

4.Причины феодальной раздробленности?

5.Сколько княжеств образовалось к середине 13 века на территории Древнерусского государства?

6.С историей каких княжеств мы познакомились? Сообщения

III. Сообщение темы и цели урока. Переход: Итак, Русь вступила в полосу феодальной раздробленности, появились независимые отдельные княжества. Положительное в этом процессе было то, что начался расцвет отдельных княжеств, процветают ремёсла, оживляется торговля, культура находится на подъёме. Летопись ( О прекрасно украшенная земля русская….)Но ослабла обороноспособность страны и именно в это время с востока пришла беда в лице великого воина, хана Чингисхана и его потомков. Как это произошло, и какие последствия были для Руси от этого нашествия, мы узнаем сегодня с вами. Познакомимся с героической обороной русских городов, узнаем о подвиге их защитников. Наша главная учебная задача: понять, почему монголы победили русские княжества.

IV. Изучение нового материала.

  1. Слайд 4. В центре Азии с древнейших времён кочевали монгольские племена. В начале XIII века, пока русские князья  вели междоусобные войны далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи.

  2. Слайд5.Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – Небесного хана сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские.В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.

  3. Слайд6 Огромное монгольское войско отличалось высокой боеспособностью, железной дисциплиной, четкой организацией. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи, а высшей единицей считался один 10тысячный отряд – тумен (тьма). В войске поддерживалась коллективная ответственность

  4. Слайд 7 Завоевания Чингисхана

  5. Слайд 8,9,10,11,12. Битва на Калке Опережающее задание

  6. Слайд13 Завещание Чингисхана.

  7. Слайд 14 Батый

  8. Слайд 15Д.И.Иловайский. на покорение Восточной Европы монголо-татары отделили 300 000 воинов, начальство над которым вручили молодому Батыю, сыну Джучиеву. От множества воинов земля стонала; от громады войска обезумили дикие звери и ночные птицы».

  9. Слайд 16,17

  10. Слайд 18 Работа с историческим источником «Суздальская летопись» Во всех русских летописях повествование о нашествии монголо-татар на Русь начинается с рассказа о разгроме Рязанского княжества. Этому трагическому событию посвящено и одно из замечательных произведений древнерусской литературы — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Суздальская летопись сохранила и донесла до нас последовательность трагических событий

Сейчас мы с вами перенесёмся в XIII век и попытаемся воссоздать ситуацию тех далёких событий. Работа с летописью.

Вопросы1. Что предпринимает Рязанский князь Юрий?

Отказ Федора выполнить требования Батыя.

2. Что сделал Батый с князем Федором?

3. Поступок Евпроксинии. Слайд 19

4. Что теперь предпринимает князь Юрий?

5. Как бьются рязанцы с татарами?

6. Что приказывает Батый своим воинам делать с Рязанской землей?

7. Что говорится в летописи об обороне Рязани? Слайд 20.

8. Расправа в Рязани.

11.Слайд21.Евпатий Коловрат.

12Видео. Рассказ учителя.

13Слайд 22. Е. Коловрат.

Физ. минутка. Настя.

14Работа с учебником стр. 100 и с контурной картой.Разорение русских городов.

15. Слайд 23.

16 Слайд 24. Через четыре дня татары приступили к осаде Владимира. Им удалось своими стенобитными орудиями пробить одну из стен, и начался кровавый бой.

17. Слайд 25, 26.

18. Слайд 27. 4 марта 1238 года произошла битва с монголо-татарами на реке Сити. Русские были полностью разбиты. Убитых было великое множество. Самому князю Юрию в сражении отрубили голову.

19. Слайд 28. голову князя Юрия татары преподнесли Батыю

20. Слайд 29. Ордынское войско двинулось на север, к Новгороду, но, не дойдя 100 километров, повернуло назад. Причина этого поворота так и остается неизвестной. Возможно, они испугались распутицы, а может быть, таков был неведомый нам план Батыя.

21.Слайд 30. Василий Ян.«До сих пор не было ничего, что могло бы удержать меня. Мое войско прошло через пустыни, переплыло многоводный Итиль и другие большие реки. Теперь урусутские злые мангусты хотят погубить всех моих воинов. Я поворачиваю назад. Мы едем отдыхать в Кипчакские степи». «Назад! В степи!»,- закричали монголы. Радостный клич разнесся по всему войску, растянувшемуся по черной разрытой дороге»

22. Слайд 31 Итак, монголо-татарское войско, направляясь в свои степи, повернуло на юг, но на семь недель было задержано у небольшого города Козельска.

23. Слайды 32-35 Опережающее задание.

24. Слайд 36. 6 дней - продержалась под натиском татар Рязань,

  • 5 дней – Москва,

  • 10 дней – Владимир,

  • 14 дней – Торжок,

  • А маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней.


25.Слайд 37

  • 26.Слайд 38Почему же монголо-татары завоевали северо-восточную часть русских земель?

  • 1.Вражда между князьями 1. Численное превосходство

  • не прекращалась даже после монголо-татар;

первых поражений 2. Железная дисциплина в

  • 2.Отсутствие единой армии войске;

  • 3.Отсутствие единого командования

  • 3.Военное превосходство

  • (использование осадных

орудий, ложное отступление,

«живой щит» из пленников)



27.Слайд. 39. Итоги татаро-монгольского нашествия:

  • Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.

  • Разрушено 30 городов (из 74).

  • Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.

  • Уничтожены выдающиеся памятники истории.


28. Слайд 40 - 41 Закрепление.

29. Память должна жить в веках. Начиная с 13 века народ слагал сказания, поэмы, песни о защитниках земли Русской от татар. Этим событиям посвящены летописи: Лаврентьевская, Суздальская, Новгородская, Слово Серапиона Владимирского. Сказания «О разорении Рязани Батыем», «О мамаевом побоище», «Задонщина». Труды великих историков: Д. Иловайского, В. Татищева, Н Карамзина, С.Соловьева. Книги В.Яна, В.Поротникова, Н.Гумилева. Художественные фильмы: « Батый», «Орда». Мультфильмы. Потомки помнят князей, воевод, дружинников, ремесленников, горожан, селян, христиан. И сегодня пишутся стихи и песни о тех лихих годах. Потомки помнят, и мы должны помнить. Мы наследники нашего прошлого. В стиле рок. Фильм Евпатий Коловрат.

Всем спасибо!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!