СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по  теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы". Целью урока является формирование у обучающихся представления о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искуссве геральдики

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"»

Тема:

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы


Цель урока

Формировать у обучающихся представления о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики


Практическое задание

Составить свой собственный герб


Планируемые результаты


Предметные

понимать

-символический характер языка герба как отличительного знака;

-символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики


Метапредметные

-проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики;

- интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география)

Личностные

-формирование целостного, социальноориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Здравствуйте. Садитесь.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с символическим языком декоративно-прикладного искусства.

- Посмотрите на изображения и скажите, с каким видом декоративного искусства мы еще не знакомились на наших уроках? (Слайд 1)

  • Что же такое герб? Эмблема? Как они появились? Для чего они нужны? Где мы можем с ними встретиться?

  • Тема сегодняшнего урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

  • На сегодняшнем уроке мы с вами должны дать определение, что же такое герб, а также выполнить практическое задание, а именно создать свой собственный герб.

Прежде чем начать нашу работу на уроке давайте проведем небольшую диагностику: у вас на столах лежат смайлики с настроением - поднимите те смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

- Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. (Слайд 2)

Родовые знаки и символы называются тотемами; они – самые близкие родственники гербов. Термин «тотем» происходит из Северной Америки, и на языке индейцев означает «его род». Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы – священные животные, деревья, растения – от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии.

(Слайд 3, 4) Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись и в Античные времена. В произведениях античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. Как легендарные герои, так и реальные исторические личности (цари и полководцы), часто имели личные эмблемы. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно – на монетах, медалях, печатях.

(Слайд 5)Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но именно в средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо еще и потому, что со временем доспехи становятся все более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.

(Слайд 6,7) В дополнение к гербу, изображенному на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие – укрепленное на верхушке шлема, украшение из рогов животных и перьев птиц, а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков – щита и навершия – составило в дальнейшем материальную основу герба.

По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, являлись как бы свидетелями его подвигов, а потому уже свято сохранялись в память походов не только самим рыцарем, но и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков – запрещения ношения их лицами, не имеющими на то право.

Составление таких правил было возложено на лиц, известных своей доблестью и храбростью, называвшиеся в Германии «Heer- alt» (ветеран). Выработанные ими правила послужили основанием науки, названной – геральдика (наука о составлении гербов).

(Слайд 8) В 14-15 веках в городах Западной Европы знатные сеньоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

(Слайд 9) Свои гербы были и у ремесленников.

Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности.

Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Рассмотрите изображения гербов и скажите, гербами каких цехов могли они быть?

(Слайд 10) Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображался на городских воротах и главных зданиях. Герб города получал право на существование, если утверждался царем (правительством). Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.

У вас на партах лежит раздаточный материал.

  1. Рассмотрите изображения старинных гербов Западной Европы и России.

  2. Назовите элементы герба Западной Европы. (Слайд 11)

  3. Назовите элементы герба России. (Слайд 12)

  4. Так какие элементы обязательно должен включать в себя герб? По выбору?

  5. Главную часть герба составляет щит.

  6. Расскажите, какую форму может иметь щит?

  7. Что относится к геральдическим фигурам? (Слайд 13)

  8. Какие цвета встречаются чаще всего, что они обозначают?









  1. Расскажите о негеральдических фигурах. Какие фигуры встречаются чаще всего, что они обозначают? (Слайд 14)









- А знаете ли вы историю возникновения Российского герба?

(Слайд 15)

Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В 15 в. царь Иван III женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. В 18 в. на щите герба расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца – наиболее почитаемого святого на Руси.

- А сейчас давайте рассмотрим герб нашего Троснянского района. (Слайд 16)

Описание герба

«В червленом поле - два серебряных, с золотыми рукоятями меча накрест и поверх них золотой хлебный сноп, сопровожденный с каждой стороны обращенными к краю щита тремя золотыми дубовыми листьями на одном черенке, а во главе - тремя пчелами того же металла, одна возле другой».

Обоснование символики герба Троснянского района.

Сноп - символ сельскохозяйственной направленности района. Сноп - символ единства, силы, будущего. 8 видимых в снопе колосьев - символ 8-ми сельских поселений составляющих единый район.

Перекрещенные мечи и красное поле - символ ратной славы. В начале июля 1943 года на Соборовском поле, что на границе Курской и Орловской областей состоялся крупнейший бой в истории Курско-Орловской битвы Великой отечественной Войны - с обеих сторон в нем участвовало до полумиллиона человек.

Дубовые листья - символизируют многочисленные дубравы района. Символика дуба многозначна. Дуб - символ стойкости, крепости, долговечности, твердости в вере, защиты.

Пчелы - символизируют трудолюбие жителей района, их сплоченность и взаимовыручку.

Три пчелы, три листика дуба не случайны на гербе района. Символика числа "три" многозначна:

- символ Троицы, триединства;

- символ совершенства (включает нечетное и четное число 1+2);

- символ законченности: оно имеет начало, середину и конец;

Красный цвет - символ мужества, жизнеутверждающей силы, труда, красоты и праздника.

Серебро - символ чистоты, совершенства, божественной мудрости, благородства, мира.

Золото - символ богатства, урожая, прочности, интеллекта.



Итак, давайте теперь попробуем сформулировать понятие, что же такое герб?



Физкультминутка

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)


Практическое задание.

Пришло время практического задания.

Перед тем как вы приступите к работе над своим гербом прочитайте памятку и в соответствии с ней приступайте к работе.

Подумайте, какие элементы - символы могут четко, ясно и понятно характеризовать «хозяина» герба (знаки зодиака, предметы увлечений, символы учебных предметов – математики, химии и т.п.).

Нельзя сочетать в композиции цвета, лежащие рядом на цветовом круге (лучше использовать контраст (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый)). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее полно и четко отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. Девиз пишется на ленте.


Итог урока. Рефлексия

Анализ работ:

- по правильности использования элементов щита, построения композиции;

- сочетанию цветов в композиции; (оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый)

-соответствию исполнения выбранных символов.

Ответы на вопросы:

- Где и когда появились первые гербы? (В средние века Западная Европа)

- Что такое геральдика? (наука о составлении гербов)

- Как вы думаете, геральдика продолжает свое существование теперь?

Каково ваше настроение в конце урока? Поднимите, пожалуйста, смайлики соответствующие вашему настроению в данный момент времени.

Д/З. 1.Подготовить сообщение об истории создания герба г.Орла.

2. Что такое эмблема, рассказать об одной эмблеме.



Оценки за урок.



Спасибо за урок.







Приветствуют учителя.



Слушают учителя, формулируют ответы на вопросы.

- Гербы и эмблемы.


Самостоятельно пытаются сформулировать ответы.








Ребята поднимают смайлик соответствующий их настроению.




















































































Самостоятельное чтение.



- Корона, щитодержатели, щит, мантия

- Намёт, корона, щитодержатели, девиз.


-Корона, щитодержатели, щит, девиз; мантия, намет.



- Треугольная, круг, прямоугольник и т.п.


- Поверхность щита, разбитая на несколько полей, определенного цвета.

Золото - символ богатства и справедливости; серебро – символом невинности и чистоты; червленый (темно-красный) – символ любви, смелости; голубой – символ красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущества;

черный – мудрости.

-Негеральдические фигуры - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.). Дуб, медведь, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость.









































- это отличительный знак, передается по наследству, изображаются предметы, характеризующие хозяина.


Выполняют упражнения.









Выполняют практическое задание.















Формулируют ответы на вопросы учителя.