- Здравствуйте. Садитесь. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с символическим языком декоративно-прикладного искусства. - Посмотрите на изображения и скажите, с каким видом декоративного искусства мы еще не знакомились на наших уроках? (Слайд 1) Что же такое герб? Эмблема? Как они появились? Для чего они нужны? Где мы можем с ними встретиться? Тема сегодняшнего урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». На сегодняшнем уроке мы с вами должны дать определение, что же такое герб, а также выполнить практическое задание, а именно создать свой собственный герб. Прежде чем начать нашу работу на уроке давайте проведем небольшую диагностику: у вас на столах лежат смайлики с настроением - поднимите те смайлики, которые соответствуют вашему настроению. - Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. (Слайд 2) Родовые знаки и символы называются тотемами; они – самые близкие родственники гербов. Термин «тотем» происходит из Северной Америки, и на языке индейцев означает «его род». Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы – священные животные, деревья, растения – от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. (Слайд 3, 4) Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись и в Античные времена. В произведениях античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. Как легендарные герои, так и реальные исторические личности (цари и полководцы), часто имели личные эмблемы. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно – на монетах, медалях, печатях. (Слайд 5)Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но именно в средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо еще и потому, что со временем доспехи становятся все более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака. (Слайд 6,7) В дополнение к гербу, изображенному на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие – укрепленное на верхушке шлема, украшение из рогов животных и перьев птиц, а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков – щита и навершия – составило в дальнейшем материальную основу герба. По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, являлись как бы свидетелями его подвигов, а потому уже свято сохранялись в память походов не только самим рыцарем, но и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков – запрещения ношения их лицами, не имеющими на то право. Составление таких правил было возложено на лиц, известных своей доблестью и храбростью, называвшиеся в Германии «Heer- alt» (ветеран). Выработанные ими правила послужили основанием науки, названной – геральдика (наука о составлении гербов). (Слайд 8) В 14-15 веках в городах Западной Европы знатные сеньоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9) Свои гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. Рассмотрите изображения гербов и скажите, гербами каких цехов могли они быть? (Слайд 10) Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображался на городских воротах и главных зданиях. Герб города получал право на существование, если утверждался царем (правительством). Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города. У вас на партах лежит раздаточный материал. Рассмотрите изображения старинных гербов Западной Европы и России. Назовите элементы герба Западной Европы. (Слайд 11) Назовите элементы герба России. (Слайд 12) Так какие элементы обязательно должен включать в себя герб? По выбору? Главную часть герба составляет щит. Расскажите, какую форму может иметь щит? Что относится к геральдическим фигурам? (Слайд 13) Какие цвета встречаются чаще всего, что они обозначают? Расскажите о негеральдических фигурах. Какие фигуры встречаются чаще всего, что они обозначают? (Слайд 14) - А знаете ли вы историю возникновения Российского герба? (Слайд 15) Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В 15 в. царь Иван III женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. В 18 в. на щите герба расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца – наиболее почитаемого святого на Руси. - А сейчас давайте рассмотрим герб нашего Троснянского района. (Слайд 16) Описание герба «В червленом поле - два серебряных, с золотыми рукоятями меча накрест и поверх них золотой хлебный сноп, сопровожденный с каждой стороны обращенными к краю щита тремя золотыми дубовыми листьями на одном черенке, а во главе - тремя пчелами того же металла, одна возле другой». Обоснование символики герба Троснянского района. | Сноп - символ сельскохозяйственной направленности района. Сноп - символ единства, силы, будущего. 8 видимых в снопе колосьев - символ 8-ми сельских поселений составляющих единый район. Перекрещенные мечи и красное поле - символ ратной славы. В начале июля 1943 года на Соборовском поле, что на границе Курской и Орловской областей состоялся крупнейший бой в истории Курско-Орловской битвы Великой отечественной Войны - с обеих сторон в нем участвовало до полумиллиона человек. Дубовые листья - символизируют многочисленные дубравы района. Символика дуба многозначна. Дуб - символ стойкости, крепости, долговечности, твердости в вере, защиты. Пчелы - символизируют трудолюбие жителей района, их сплоченность и взаимовыручку. Три пчелы, три листика дуба не случайны на гербе района. Символика числа "три" многозначна: - символ Троицы, триединства; - символ совершенства (включает нечетное и четное число 1+2); - символ законченности: оно имеет начало, середину и конец; Красный цвет - символ мужества, жизнеутверждающей силы, труда, красоты и праздника. Серебро - символ чистоты, совершенства, божественной мудрости, благородства, мира. Золото - символ богатства, урожая, прочности, интеллекта. Итак, давайте теперь попробуем сформулировать понятие, что же такое герб? Физкультминутка Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».) Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.) Практическое задание. Пришло время практического задания. Перед тем как вы приступите к работе над своим гербом прочитайте памятку и в соответствии с ней приступайте к работе. Подумайте, какие элементы - символы могут четко, ясно и понятно характеризовать «хозяина» герба (знаки зодиака, предметы увлечений, символы учебных предметов – математики, химии и т.п.). Нельзя сочетать в композиции цвета, лежащие рядом на цветовом круге (лучше использовать контраст (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый)). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека. Придумайте девиз, который наиболее полно и четко отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. Девиз пишется на ленте. | Итог урока. Рефлексия Анализ работ: - по правильности использования элементов щита, построения композиции; - сочетанию цветов в композиции; (оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый) -соответствию исполнения выбранных символов. Ответы на вопросы: - Где и когда появились первые гербы? (В средние века Западная Европа) - Что такое геральдика? (наука о составлении гербов) - Как вы думаете, геральдика продолжает свое существование теперь? Каково ваше настроение в конце урока? Поднимите, пожалуйста, смайлики соответствующие вашему настроению в данный момент времени. Д/З. 1.Подготовить сообщение об истории создания герба г.Орла. 2. Что такое эмблема, рассказать об одной эмблеме. Оценки за урок. Спасибо за урок. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, формулируют ответы на вопросы. - Гербы и эмблемы. Самостоятельно пытаются сформулировать ответы. Ребята поднимают смайлик соответствующий их настроению. Самостоятельное чтение. - Корона, щитодержатели, щит, мантия - Намёт, корона, щитодержатели, девиз. -Корона, щитодержатели, щит, девиз; мантия, намет. - Треугольная, круг, прямоугольник и т.п. - Поверхность щита, разбитая на несколько полей, определенного цвета. Золото - символ богатства и справедливости; серебро – символом невинности и чистоты; червленый (темно-красный) – символ любви, смелости; голубой – символ красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущества; черный – мудрости. -Негеральдические фигуры - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.). Дуб, медведь, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. - это отличительный знак, передается по наследству, изображаются предметы, характеризующие хозяина. Выполняют упражнения. Выполняют практическое задание. Формулируют ответы на вопросы учителя. |