Тема: «Праздник весны. Сказочная птица».
Цель: развитие наблюдательности и изучение природных форм, весенних событий в природе (прилет птиц), рисование на бумаге объектов природы и украшение их, развитие творческого воображения и изобразительных навыков; воспитание бережного отношения к природе .
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности.
2. Приветствие.
3. Психологический настрой.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа.
У: Ребята, кто из вас помнит, какую работу мы выполняли на прошлом уроке?
Д: На прошлом уроке мы строили город, строили городские здания, дома.
У: Какие мастера помогали нам выполнять эту работу?
Д: Нам помогали мастер Изображения, мастер Украшения, мастер Постройки.
У: Что делает мастер Изображения?
Д: Учит рисовать, лепить, видеть мир глазами художника.
У: Что делает мастер Украшения?
Д: Учит украшать предметы и постройки, понимать, о чём говорят украшения.
У: Что делает мастер Постройки?
Д: Учит строить, создавать новые вещи.
У: Правильно! Молодцы! Эти братья-мастера всегда помогают нам в нашей работе. И сегодня мы продолжим работать вместе с братьями мастерами, но сначала вы должны послушать стихотворение.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
И. Никитин
У: О каком времени года говорится в стихотворении?
Д: В стихотворении говорится о весне.
У: О каких гостях идет речь в этом стихотворении?
Д: В стихотворении идет речь о птицах.
У: А как вы узнали?
Д: Нам помогли слова: гнезда поновьют, песни польются журавли караваном летят…
У: Правильно, ребята! Весной пробуждается природа, все расцветает, люди радуются весне. Весной возвращаются к нам из теплых стран перелетные птицы. Весна радует нас прилетом птиц. Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц.
III. Подведение к теме урока.
- А в народе говорили так:
Когда солнышко пригреет,
Тогда и вода разольется,
Тогда и лес зазеленеет,
Тогда и птицы прилетают!
- Кто может мне сказать, что птицы делают весной? Откуда они возвращаются к нам?
- Как называют таких птиц? Кто может привести примеры перелётных птиц?
- Для того чтобы узнать, какие птицы прилетают к нам после зимовки в тёплых странах – отгадайте загадки (показ изображений птиц).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Насекомых ест всех …(Грач)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут …(Кукушки)
- При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы. Голова имеет форму шарика, туловище – овальное, клюв бывает как длинный и короткий, так широкий и узкий. Шея также встречается длинная, короткая, широкая или узкая. Ноги бывают длинные, короткие.
- Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей); в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки. Кто может мне привести пример птиц с подобным украшением?
- Вот мы сейчас говорили о весне и о птицах. Как вы думаете, кого сегодня мы будем рисовать на уроке?
IV. Открытие новых знаний.
- Весна – время волшебное и сказочное. В это время всё пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
- Какое настроение стихотворение вызывает?
- Какие признаки весны вы заметили?
- Постараемся передать такое же настроение в своих рисунках.
V. Работа по формированию умений и навыков.
1. Рассматривание картин из сказок.
- Итак, тема нашего урока "Сказочная птица". Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.
- Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времён они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то Сказочная птица обязательно когда-нибудь прилетит и к ним.
- Давайте посмотрим, как художники изображают сказочных птиц в наших сказках (рассматривание книжной выставки).
- А вот как их изображали другие художники (рассматривание предметных картинок сказочных птиц).
- Какие цвета художники использовали в своих работах, когда изображали сказочных птиц?
- Формы хвоста и крыльев отличаются от оперения птиц, которых мы обычно видим? Чем?
- Какая голова у птиц? Чем она украшена?
- Какие украшения на перьях у птицы?
- Какие Братья-Мастера нам могут помочь нарисовать и украсить птицу?
2. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
3. Педагогический рисунок.
А). Намечаем линию, на которой располагаем голову-круг и туловище-овал.
Б). Прорисовываем шею плавными линиями.
В). Рисуем лапы птицы, клюв.
Г). Прорисовываем крылья и хвост. Придать птице сказочность поможет необычные формы крыльев или хвоста.
Д). Украшаем птицу. Для этого вы можете использовать не только узоры, но и цвет. Голову птицы вы можете украсить хохолком или короной.
Е). Не забываем про обстановку вокруг. Чтобы рисунок обладал полнотой — необходимо показать где находится птица. Может она живёт в золотой клетке дворца, или парит высоко в небе. А может отдыхает под кроной деревьев.
4. Рассматривание узоров по образцу.
- А для того, чтобы сделать вашу птицу более привлекательной и сказочной, можно использовать разные узоры.
- Посмотрите на доску. Вы можете выбрать из тех, которые изображены здесь (рассматривание образцов узоров на предметных картинках).
VI. Самостоятельная творческая деятельность (музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский — Времена года. Апрель. Подснежник).
- Ребята, чтобы передать хорошее настроение у птицы, показать, что она добрая – поможет правильный выбор цвета. Не зря художники изображали сказочных птиц яркими, с сочными оттенками.
- Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде. Необходимо правильно расположить лист, составить композицию.
- Вспомните, от чего зависит расположение листа - горизонтально и вертикально.
- Напоминаю о техники безопасности при работе с красками.
VII. Подведение итогов урока.
1. Выставка работ.
2. Анализ работ.
- Пропорции птицы прорисованы верно, соблюдена композиция рисунка. Яркие узоры, необычные крылья и хвост выглядят сказочно и красиво.
- У тебя получилась необычная и сказочная птица, однако пропорции рисунка соблюдены не точно.
- Красивый рисунок, соблюдены правила оформления и композиции. Однако из-за отсутствия необычного оперения – эту птицу сложно назвать сказочной.
3. Рефлексия.
- С какими трудностями столкнулись?
- За что можете себя похвалить?
4. Уборка рабочих мест.