УРОК №1
ПРЕДМЕТ ХИМИИ.ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА
1. Цель урока: приступая к изучению химии, учащиеся должны получить представления о науке химии, научиться определять и описывать свойства некоторых веществ, сравнивать их
2.Развивающее значение урока: развитие логического мышления, умения выделять главное и существенное в изучаемом материале, делать выводы на основе изученного,
работать с тестами.
3.Воспитательное значение урока: формировать интерес к новому предмету, дать первые представления о месте химии среди других наук, указать связь химии с другими науками.
4.Коррекционное значение урока: умение анализировать, сравнивать, обобщать, в игровой форме корректировать пробелы в знаниях; корректировать разговорную речь, увеличивать объем памяти, расширять кругозор учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Метод урока:беседа
Содержание урока
Орг. Момент (1-2 мин.)
Вступительное слово учителя.
Вы приступаете к изучению нового очень интересного, но сложного предмета. Куда ни посмотри, всюду нас окружают различные предметы, или тела, состоящие из различных химических веществ. Мы сталкиваемся в жизни с различными химическими процессами (горение, образование ржавчины, прокисание молока, почернение металлических изделий, обменные реакции в организме человека и т.д.).
Многие необходимые для жизни человека вещества (бензин, различные лекарства, нержавеющие сплавы, различные полимеры, краски и т.д.) получают с помощью различных химических реакций.
Как писал М.В. Ломоносов: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи её прилежания".
Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Химия относится к естественным наукам - наукам о природе. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе.
Химия - наука о веществах, их свойствах, превращениях друг в друга и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Предметы (тела), которые нас окружают, состоят из различных веществ.
Вещество - то, из чего состоит физическое тело. Каждое вещество обладает набором его свойств.
Свойства вещества - признаки, по которым одно вещество отличается от другого.
Свойства вещества делят на физические и химические. Из курса физики известно, что физические свойства вещества можно измерить и охарактеризовать их количественно, с помощью числа. Но можно и описать свойство, т.е. охарактеризовать качественно.
К физическим свойствам вещества относят:

|
агрегатное состояние
|

|
цвет
|

|
вкус
|

|
запах
|

|
растворимость в воде
|

|
температура плавления
|

|
температура кипения
|

|
плотность
|

|
вязкость
|

|
ковкость
|

|
электропроводность
|

|
теплопроводность
|

|
твёрдость
|
магнитные свойства и др.
К химическим свойствам относят реакции данного вещества с другими веществами.
Изучая химию на уроках, мы будем знакомиться с химическими свойствами различных веществ.
Очень важно уметь отличать физические тела (предметы) от веществ. Например, если мы говорим о стеклянном стакане, то речь идёт о физическом теле - стакане. Это тело сделано из вещества стекла. Или ещё один пример - вода и капля воды. Вода - это вещество, а капля воды - физическое тело, состоящее из вещества воды.
Попробуйте нарисовать вещество... Чтобы вы ни нарисовали, это будет не вещество, а тело.
ЗАДАНИЕ С РЕШЕНИЕМ.
Выделите из списка физические тела: кирпич, золотое кольцо, сахар, кусочек сахара, линейка, вода, пластмасса, алюминий, кислород, фарфор, алюминиевая ложка, льдинка, лёд.
Итак, учитывая, что физические тела состоят из веществ, то к телам мы отнесём:
- кирпич (состоит из вещества глины)
- золотое кольцо (состоит из вещества золота)
- кусочек сахара (состоит из вещества сахара)
- линейка (может состоять из различных веществ: древесины, пластмассы)
- алюминиевая ложка (состоит из вещества алюминия)
- льдинка (состоит изо льда - воды в твёрдом агрегатном состоянии)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
А теперь попробуйте самостоятельно выполнить тестовые задания. Для этого кликните мышкой на выбранный вариант ответа. Если слово, на котором вы кликнули, стало красным - ответ неверный; если зелёным - ответ верный, ты молодец!
ТЕСТ 1. Укажите вещества:
пробирка,
кислород,
лёд,
книга,
железо,
гвоздь.
ТЕСТ 2. Укажите тела:
вода,
медь,
молоток,
фарфоровая ваза,
фарфор,
медная проволока.
ТЕСТ 3. О каком веществе может идти речь, если оно представляет собой белый кристаллический порошок, который не очень хорошо растворяется в воде, имеет кислый вкус и его применяют в кулинарии:
поваренная соль,
сода,
сахар,
лимонная кислота,
перец,
медный купорос.
ТЕСТ 4. Какое(ие) свойство(а) алюминия используют при изготовлении электропроводов:
серебристый цвет,
небольшая плотность,
пластичность,
высокая электропроводность,
устойчивость к атомсферным воздействиям,
меньше, чем у меди, цена.
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 1читать, пересказы