7 КЛАСС
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме: «Водород»
Дидактическая игра
Детектив-шоу
Цели: - в занимательной форме провести смотр знаний;
-развивать познавательные навыки, чувство ответственности за команду, умение применять знания на практике, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: у каждого игрока бейджики с названием команды и его именем (или псевдонимом, например, комиссар Мегрэ, Шерлок Холмс и т .д.).
Реактивы: соляная кислота, лакмус, гидроксид натрия.
Правила игры:
Ареопаг (три ученика и учитель).
Две команды: в каждой команде - комиссар, криминалист, следователи (или следственная группа).
Ход игры:
Организационный момент.
Отборочный тур - для выбора команды, которой первой будет дано право расследования.
«Это вещество у некоторых народов считалось символом бессмертия и плодородия. Оно широко распространено в природе, оно в чистом виде практически не встречается»
Подсказки: 1) В руках его не удержать;
2) Без него невозможна жизнь.
Ответ: Вода
Задания основного тура.
Без этого вещества не может долго обходиться (суточная норма-8 г.). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестьянами). У отдельных африканских племён это вещество и сегодня является ценной валютой.
20
Подсказки: 1) С этим соединением связаны бунты, которые прокатились по всей Руси в 1648г.;
2) В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев Богов или просто неприятности;
Ответ: Поваренная соль.
2. Задание-расследование.
Игра «Лото»
- Подобрать названия к формулам веществ
Fe2O3 HNO3 CaO
HCl SO3 H2CO3
- Назовите семь металлов, известных человеку с древности
Ответ: золото, серебро, железо, ртуть, свинец, олово.
Задание криминалистам.
Игра « Нерадивый лаборант»
В лаборатории находятся два вещества: соляная кислота и щёлочь (гидроксид натрия).
Лаборант потерял этикетки. Попытайтесь определить, где какое вещество. Объясните суть расследования и правила работы с этими веществами.
Игра «Магические кольца»
?
?
?
Mg
HCl
Са
Zn

H2SO4
Разгадайте тайну магических колец.
Помогите агроному. Какое удобрение содержит более высокий процент азота?
KNO3 или NH4NO3
Калийная селитра аммиачная селитра
6. На уроке химии ученик пролил воду на тетрадь с записями уравнений реакций, в итоге некоторые цифры исчезли. Помогите исправить.
21
MgO + O = MgO
Ba + HCl = BaCl2
H2O= H2 + O2
Укажите тип химической реакции.
7. «Угадайте вещество»
«Сухой лёд- так вещество называется.
А кто сможет дать ответ:
Есть вода в нём или нет?
Почему так называется
И где применяется?
(Углекислый газ)
Входит он в состав песка,
И хрусталь он горный.
А если примесь примешается-
В поделочные камни превращается.
(Si
)
Я - газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
(Водород)
8. Задание-расследование.
В виде головок лук и чеснок практически лишены запаха. Но стоит их разрезать или измельчить, и помещение наполняется специфическим запахом. Резание лука или чеснока - физическое явление. С чем связано появление запаха при этом?
Подсказка: 1) Запах обусловлен протекающим химическим процессом:
2) В реакции участвует воздух.
(Ответ: разрушение клеток приводит к окислению находящихся в них веществ кислородом воздуха. Признаки реакции - запах, слёзы).
9. На предприятии по производству аммиака из 240
азота было получено 400
аммиака. Главный технолог заметил подтасовку выхода продукта. Помогите разобраться и рассчитайте, какой объём аммиака был скрыт.
Вопросы индивидуального конкурса.
Какая кислота образуется в организме человека?
Какие формулы разных кислот можно составить на основе следующих карточек?
22
H


S
Cl
N
S
P
Назовите фамилию учёного, открывшего водород? (Кавендиш)
«Узнать преступника» (Убери третьего лишнего)
а) CO2 NaBr; CaO
б) H2SO4 ; KCI ; HClO4.
5) Установите соответствие:
1) соляная А) сульфаты
2) серная Б) карбонаты
3) угольная В) хлориды
4) азотная Г) сульфиды
5) сероводородная Д) нитраты
V. Работа ареопага. Подведение итогов урока
VI. Рефлексия. Как я оцениваю свою работу на уроке?
23