Доброте сопутствует терпение
Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.
Задачи:
Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учить задумываться о своём месте в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
Осознание понятий о доброте и терпении.
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
УУД:Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Оборудование: компьютер, презентация; картинка солнца, надписи станций, магнитофон.
Ход
1.Оргмомент
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
(Диагностика настроения, слайд №1)

Учитель: Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.
2. Постановка учебной задачи.
Вступительное слово учителя:
Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Учитель: Сегодня мы отправимся по сказочной дороге .
Первая наша станция будет «Сказочная».
(слайд 2.)
– Вот мы очутились на первой станции нашей сказочной дороги, где нас встречают герои из сказок. (Золушка, Настя, Герда.)
– Узнаёте ли вы их?
А называется наша дорога так же, как наш урок. Тему вы узнаете, если вспомните какие черты характера этих героев помогли им в жизни. (Ответы детей.)
– Правильно. Доброта и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброте сопутствует терпение».
(появляется слайд 3.)
3.Ход урока.
Учитель: Следующая наша станция наша «Словарная».
– Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Ответы детей)
– А терпение? (Ответы детей)
– А что такое зло?
– Что означает добрый?
– Каким делает человека доброта?
– А как это качество выглядит в жизни? (Приведите примеры.)(Ответы детей)
– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.
(слайд 4 со значением слов.)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый –
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
Несущий благо, добро, благополучие.
Терпение -
Способность терпеть.
Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.
«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго (французский писатель) ( слайд 5)
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Учитель: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце)
Учитель: И следующая наша станция «Солнечная».
– Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимете это выражение? (Ответы детей)
Учитель: – Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)
– Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.
– Подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».
(Дети читают написанное и прикрепляют лучики к солнышку)
– А всегда ли мы дарим добро и терпение самым близким нам людям?
Продолжение нашей темы вы узнаете из сказки.
Чтение отрывка о маме из сказки «Три дочери».(слайд 6)
– О ком эта сказка? (О маме и детях)
– Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)
И станция будет называться «Слово «мама» дорогое».
У.. Понятие «добро» с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно - в Библии.
(слайд 7). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывется картинка с изображением пророка Моисея- слайд8) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них.( слайд 9 )(Показывается 10 заповедей). Слайд 10)Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг к другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте и терпении. (Звучит музыка). Как вы понимете эти заповеди? ( Дети отвечают).
Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер. Правильно, это пятая заповедь. (Ребёнок зачитывает заповедь). Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, что бы исполнилось то, что написано. А когда мы вырастем, а родители станут пожилыми людьми – с какими качествами мы должны заботится о них? Доброта и терпение, конечно, главное.
Давайте с вами сделаем вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека? (Дети отвечают).
Сейчас мы подарим всем песню «Слово мама дорогое».
(Звучит песня(

Учитель: следующая наша станция «Народная мудрость».
(Слайды 11–18)
Работа в парах. Собери пословицу.
Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом.
Как вы понимаете значение этих пословиц?
Учитель: следующая наша станция «Конечная».
Наше путешествие по дороге «Доброты и терпения» подошло к концу. И сейчас, каждый из вас скажет, что он взял для себя из этого путешествия.
Продолжите предложение.
Для меня добрый и терпеливый человек - это …. (Слайд 19)
(ответы детей: это человек чести, это человек которому можно верить, который всегда придёт на помощь)
Учитель: – Говорят, если есть в человеке доброта, терпение, значит, он как человек состоялся.
(Звучит песня «Дорогою добра».)
Диагностика настроения.
Учитель: – Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте изменилось ли у вас настроение после нашего занятия. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».
4.Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок мы начинали с вопроса «Зачем творить добро?». Мне бы хотелось. Чтобы вы всегда отвечали на него так – чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга.
(если есть время)
-Давайте составим синквейн со словом «ДОБРО» (варианты синквейна)
1 ДОБРО
НАСТОЯЩЕЕ БЕСКОРЫСТНОЕ
ПОМОГАЕТ РАДУЕТ ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО
БЛАГО
2 ДОБРО
ТЁПЛОЕ ВЕЖЛИВОЕ
СПАСАЕТ ОСТЕРЕГАЕТ ВЫРУЧАЕТ
ОНО ВСЕГДА ПОМОЖЕТ
ДРУГ
3 ДОБРО
ЛАСКОВОЕ ИСКРЕННЕЕ
УЧИТ РАДУЕТ ЛЕЧИТ
ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО
ЛЮБОВЬ
- Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? (слайд 20)
Мне больше всего понравилось…
Меня удивило…
Я попробую…
Мне захотелось…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…