СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 8 классе по произведению Виктора Олеговича Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с творчеством современного автора Виктора Олеговича Пелевина. Показать, что и в современной литературе есть имена, достойные нашего внимания, которые поднимают в своих произведениях вечные вопросы бытия. Учить школьников анализировать художественный текст. воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе по произведению Виктора Олеговича Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII»»

Конспект урока по литературе Полубояриновой В.В.


УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

- Как вам произведение? Понравилось?


-Необычное и интересное.


- Рассказ о простом сарае. Что может быть банальнее?


-Но у Пелевина – это звучит!


-Интересное ли название у рассказа?


-Необычное.


-О чём можно догадаться из названия?


-Что будет долгая история жизни.


-Какая может быть жизнь у сарая, а тем более приключения?


-Однако они есть.


-Кого олицетворяет сарай? Кого он нам представляет?


-Человека и его жизнь от рождения и до смерти, воскресения.


-Итак, он родился или появился на свет? Каким?


-Появился.


-Но это не просто жизнь!. Посмотрите какое начало у рассказа!


-Отрывок из текста. «В начале было слово…»


-Откуда это?


-Из Библии.


-О чём оно?


-Тоже о жизни, о зарождении жизни. От «нулевой точки».


-И это философия…

Какова эта «нулевая точка» у сарая?


-Доски, ящик с гвоздями, молотки и другое. Как будто зародыш в материнском чреве.



-Но чувство появилось когда?


-Когда велосипеды стали наполнять внутренности – вот это то первое чувство, чувство наполняемости.


-А эта внутренность в человеке в чём?


-В душе. Говорится о наполняемости души.


-Полки продолжали наполнять душу сарая.


-«Вокруг ещё лежал необъяснимый мир…». Вот это ребёнок…(Раннее детство сарая.)


-Какова была жизнь сарая на этом жизненном этапе?


-С переменным успехом. То грустил (депрессия), то радовался жизни. В зависимости о того, откуда ветер дул.


-Посмотрите, о чём думал, вернее, о чём не думал сарай?


-О том, что он всю жизнь проведёт на этом месте.


-А как же быть с приключениями?


- Приключения- это всегда движение, а где здесь движение? Пока не видно движения.


-Какое может быть движение у сарая?

-Может быть, движение души?


-что происходит с ним дальше?

-И вот эго покрасили в ярко-багровый цвет.


-Что за цвет такой?


-Отличающий от других. Может быть символ огня, пожара. Пламенная душа. А ещё приобрёл чудное имя XII.


-И опять библейское число. Интересное число-число полноты. К числам Пелевин относится очень внимательное (есть у него произведение, которое так и называется «Числа»).


-На соседних сараях стояли обычные числа, не римские. Он же опять особенный. Так думают многие из нас в молодом возрасте, и это правильно!

Мы, действительно, уникальные, каждый из нас по-своему.

Именно теперь сарай стал полноценной личностью.


-И это не только внешняя, но и внутренняя непохожесть. В чём она?


-«На полках лежала всякая ерунда, придававшая разнообразие и неповторимость его внутреннему миру… »


-А что же представлял собой пластмассовый обруч?


-Загадку его души- символ.


-Каковы были фантазии у сарая?


-Что он был когда-то дачей или, возможно, гаражом.


-С какого момента началась его полноценная жизнь?


-С осознанием себя как личности.

-А когда это происходит у человека в реальной жизни?

-Где-то лет с семи-восьми. Когда идешь в школу. Может быть у кого-то позже.


-В чем заключалось его счастье? Даже целых два!

-Мысли о разных велосипедах. Два счастья разного порядка.


-С кем общался сарай?

-Cо своим ближайшим соседом. Но не тем, от которого пахло бочками. Выбрал себе собеседника сам.


-Какой сокровенной мыслью поделился сарай со своим соседом?

-Он мечтал стать велосипедом! Или, хотя бы, чувствовать себя им.


-Что ответил ему сосед?

-Он унизил в лучших чувствах!


-Откуда такая желчь соседа?

-Скорее всего у соседа не сбылись его собственные надежды!


-Что произошло с соседом?

-Его разобрали на доски. Сломали!


-А другие соседи, что за личности? Почему наш сарай не хотел с ними общаться?


(Прочитать отрывок из текста).

-Темная, труднопонимаемая жизнь соседей номер 13,14! Почему? В чем это проявилось?


-В чувстве превосходства со стороны сарая XII.

- О чем были сны нашего сарая?

-Он становился велосипедом.


-В какой момент закончилась эта безмятежная жизнь, жизнь ребенка? Что произошло? Что чувствовал сарай?


- Увезли его счастье! Его велосипеды!

-Что произошло дальше?


- Сарай продали. Прошлое безвозвратно ушло.

-Чем теперь наполнились его внутренности?

-Бочка, которую он так боялся и ненавидел, стала вдруг внутренним его состоянием.


-А что соседи? Как теперь происходило общение с ними?

-Когда произошли резкие изменения, сарай попросту потерял сознание.


-О чем это говорит?

-Он вступил на новую полосу своей жизни.


-Когда это происходит с человеком?

-Когда заканчивается детство, юность, и начинается суровая действительность, суровая жизнь!


-Что же остается сараю?

-Терпеть и выживать.


-«Страдание увечит…» Почему так говорит автор?


-Меняет человека до неузнаваемости.

-Что теперь являло душу сарая?

-Бочка.


-А что соседи? Кем они стали для него?

-Собратьями по несчастью.


-Какова стала новая жизнь нашего героя?

-Она стала двойной.


-«Элементарный возрастной перелом…» Что имелось ввиду?

-Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами. («Но ничего, привыкнешь! Тяжело только сперва.»)


-Вспоминал ли он свою прежнюю жизнь?

-Конечно!


-Как он себя теперь ощущал?

-Раздобрел, в мечтах представлял себя теплоходом, плывущим в завтра. Тоже мечты, но уже другие.


И уже он успокаивал других, таких горячих, как когда-то он сам.


-Шли годы, и ничего не предвещало перемен. Какой предмет напомнил ему о прошлом?


-Обруч, обросший паутиной.

-Что помогло вспомнить все?


-Звонок велосипеда.

-А что бочка, являющая внутреннее содержание сегодняшнего №XII?


-Она спала.

-Пока она дремала, что ощутил сарай?

-Он встрепенулся, отделил себя от внутренней сущности- бочки- и решил действовать. Действовать, пока она спит. (Одна сущность в тебе спит, другая- действует.)


-На что же он решился?

-На самосожжение.


-Как это было?

(Отрывок из текста.)


-Кто еще стремился помешать решению сарая?

-№№13,14.


-Почему?

-Наверное, они забыли о своем прошлом, не могли вспомнить его.


-Какова была борьба? За что?

-За мечту!!!


-Чем закончилась эта борьба?

-Выгорело все!


-Что осталось от №№13, 14 и XII?

-Пепел.


-Но это еще не конец истории. Что случилось с владельцем сараев? С директором?


-Шла по дороге и увидела чудо.

-Что это было за чудо?

-Светящееся пятно при приближении оказалось велосипедом, сделанным из досок. Чудно! Душа сарая XII витала в воздухе в виде деревянного велосипеда! А потом исчезла.


-Но куда!

-В небеса. Туда, где будет лучше.


-Почему женщина ничего не смогла потом вспомнить?


-Чудо кончилось. Реальный мир возник вновь.

-Какова концовка?

-«…Впрочем, Бог с ней…»


Опять к Вечному, без него – никак…


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №18







Конспект урока по литературе

8 класс


По произведению Виктора Олеговича Пелевина

«Жизнь и приключения сарая номер XII»











Выполнила: Полубояринова В.В.

учитель русского языка и литературы





















г.о. Электросталь

2013 год



Цель: Познакомить детей с творчеством современного автора Виктора Олеговича Пелевина. Показать, что и в современной литературе есть имена, достойные нашего внимания, которые поднимают в своих произведениях вечные вопросы бытия. Учить школьников анализировать художественный текст. воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности.


Оборудование: Текст произведения на каждой парте. Компьютерное оборудование для показа презентации.


Примечание: Изучение данной темы рассчитано на два урока.









Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Определение цели и задач урока.

  3. Слово учителя. Сегодня я хочу познакомить вас с автором, о котором , может быть, некоторые из вас уже слышали. А те, кто не слышал: Виктор Пелевин- приятно познакомиться. Это современный автор.

  4. Показ презентации.

  5. Слово учителя. Предлагаю вашему вниманию короткий рассказ.

  6. Чтение рассказа.

  7. Беседа по прочитанному.

  8. Подведем итог. В современной литературе есть интересные писатели, которые достойны того, чтобы мы познакомились с ними.

  9. Домашнее задание: отзыв на прочитанную книгу.