- расширить знания учеников о баснописце и его баснях; показать богатство жанрового своеобразия басни; - формировать умение находить мораль в произведении;
- развить память, внимание, самостоятельность мышления, культуру речи.
- воспитать интерес к чтению, формировать коммуникативные навыки у учащихся.
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
1. Организационный момент. | 1 мин | Подготовить, психологически настроить детей на урок. Включить в деятельность. Создать атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. | Организация внимания и внутренней готовности | умение организовывать свое рабочее место, уметь организоваться, быстро включиться в деловой ритм. | Словесный | Фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Приготовьтесь к уроку. Сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством И.А. Крылова. | Проверяют готовность к уроку. Включаются в деятельность |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
2. Проверка домашнего задания | 8 мин | Актуализировать знания, полученные ранее. | Знать некоторые этапы творчества баснописца | Умение отвечать на вопросы | Словесный | Коллективная | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
К творчеству Крылова мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями. Расскажите мне, что вы знаете о баснописце И.А. Крылове? Где он получил образование? В каком возрасте он начал писать басни? Сколько басен он написал? Сколько написал пьес? | Проверка домашнего задания. Сообщение ученика о творчестве Крылова. Отвечают на вопросы |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
3. Изучение новой темы | 5 мин | Расширить знания учеников о баснописце | Знать определение басни, значение морали. | Умение выделять основные моменты.. | беседа | Фронтальная | Презентация слайдов № 2, 3 |
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа. Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басни. Демонстрация слайда №2. Родился Иван Андреевич Крылов в семье армейского офицера, образование получил в семье, позже живя у богатого помещика Львова, учился грамоте «из милости» с детьми помещика. Он рано пошел работать - канцеляристом (переписывал бумаги, ведь ни компьютеров, ни даже печатных машинок в то время и в помине не было, разносил документы, чинил перья, которые в то время использовали для письма). Басни начал писать в возрасте 37 лет. Популярность его басен была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали, пересказывали друг другу, потому что люди видели себя в героях басен. Ведь за личиной зверей скрываются люди со своими характерами и делами. Демонстрация слайда №3 Из истории басен. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Геросидом (8-7 вв. до н.э.) - это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в 6в до н.э.. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около 2 в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах. Русская литература обратилась к басне в 17 в. Разделив своим учением «о трёх штилях» литературу на три стилистические группы, М.В. Ломоносов отнес басню к тем жанрам, которые пишутся третьим, «низким» штилем, где употребляются «простонародные низкие слова». Жанр утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. Его басни глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие исчезла из русской литературы. Сатирики 1860-х гг. предпринимали попытки к возрождению басни, но серьезных успехов в этом жанре не достигли. | Дети слушают, записывают основные моменты, дополняют учителя. |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
4. Речевая разминка | 1 мин. | Развивать речь. | Знать слова речевой разминки. | Умение коллективно работать | Практический | Групповая | Презентация слайдов № 4 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Речевая разминка. Осип орет, Архип не отстает, Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип. Демонстрация слайда №4 -прочитайте медленно. -прочитайте орфографически (как пишем) -прочитайте орфоэпически ( как произносим) -теперь прочитайте с ускорением. -Молодцы. | Читают всем классом. Сначала медленно, затем с ускорением, |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
5. Викторина «Знатоки басен» | 7 мин | Выявить знания полученные ранее. | Знать ранее изученные произведения | Умение коллективно работать | Практический | Групповая | Презентация слайдов № 5-23 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Давайте вспомним, что такое басня? Демонстрация слайда №5 Предлагаю ребятам работу по карточкам. Класс делится на 3 группы в каждой группе по 8 вопросов. За каждый правильный ответ группа получает жетон (набравшие большее количество жетонов в конце урока получают оценки) 1 группа. Из каких басен Крылова взяты эти выражения? «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Кот и повар). Демонстрация слайда № 7. У сильного всегда бессильный виноват(Волк и ягненок) ). Демонстрация слайда № 8 А в сердце льстец всегда отыщет уголок.(Ворона и Лисица). Демонстрация слайда № 9 Что служба Белкина угодна перед Львом; А угодить на Льва, конечно, не безделка.(Белка) Демонстрация слайда № 10 Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак) ). Демонстрация слайда № 11 Сам себя вини: что посеял-то и жни (Волк и кот) . Демонстрация слайда № 12 Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку (Кукушка и Петух) Демонстрация слайда № 13 А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь(Квартет) Демонстрация слайда № 14 2 группа Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь? Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши.(Стрекоза.) Демонстрация слайда № 15 «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…» (Мартышка) Демонстрация слайда № 16 «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк) Демонстрация слайда № 17 «От радости в зобу дыханье сперло». (Ворона). «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Обезьяна) Демонстрация слайда № 18 «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». (Свинья) Демонстрация слайда № 19 «А свой ты нрав и зубы здесь кинешь, иль возьмешь с собой?». (Кукушка) Демонстрация слайда № 20 «Неправды я не потерплю ни в ком. По шкурке, та и быть, возьмите; Демонстрация слайда № 21 А больше их не троньте волоском». (Слон) Демонстрация слайда № 22 3 группа Помогите герою басни найти свою пару: Фока (Демьян) Свинья (Дуб) Моська (Слон) Повар(Кот) Ворона (Лисица) Ягненок (Волк) Кукушка (Петух) Муравей (Стрекоза) Демонстрация слайда № 23 -Молодцы! Команда, набравшая больше жетонов, побеждает. | Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью-выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Дети, выполнив задания, проверяют ответы по слайдам. |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
6.Работа над статьей в учебнике. | 10мин | Знакомство с содержанием | Знать, как выстраивать монологический ответ. | Уметь работать со статьей, продолжать развивать умение выстраивать монологические высказывания. | наглядно - иллюстративный | Коллективная, индивидуальная. | Презентация слайдов № 24, 25 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Прочитайте статью в учебнике на стр. 77 «Иван Андреевич Крылов». Ответьте на вопрос: Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца? Что вам известно о Крылове? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете? Давайте рассмотрим иллюстрацию-репродукцию картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского». Демонстрация слайда №24. Что здесь изображено? Как вы думаете, что обсуждают эти писатели? Зачем они собрались вместе? Повторение теории литературы. - Давайте вспомним что такое: аллегория, иносказание, Эзопов язык? Демонстрация слайда № 25 | Читают статью, отвечают на вопросы. Обсуждение иллюстрации. Дают ответы: Аллегория - вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе. Иносказание - художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления. Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера. |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
7.Физминутка | 2 мин | Снять зрительное напряжение и общее утомление. | Знать текст и движения. | Правильно повторять движения, слова | Практический | Фронтальная | Презентация слайдов № 26 |
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Говорю слова физминутки, показываю движения. Демонстрация слайда № 26 | Повторяют движения и слова. |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
8.Работа над баснями. | 9 мин | Учить работать над текстом. Работа над выразительным чтением. | Знать, как выделять мораль в басне. | Умение работать с текстом | Практический, поисковый. | Фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выразительное чтение басни «Лягушки, просящие царя». Прочитать, ответить на вопрос: Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновременно? За правильные ответы получают жетоны, (набравшие большее количество жетонов получают оценки) -Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца? -Каковы художественные достоинства басни «Лягушки, просящие царя»? Выразительное чтение басни «Обоз». Прочитать, ответить на вопрос: -О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует? | Читают басни на стр.79-82 Отвечают на вопросы. (Сатирическая направленность басни очевидна. Крылов высказал недюжинную смелость, осмеяв царей, хотя сюжет «Лягушек, просящих царя» восходит еще к басне Эзопа Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь-«пустое место», хороших царей «нет и быть не может». Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова.) |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Метод | Форма | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
знания | умения |
9. Этап подведения итогов. | 2 мин | Подвести итоги | Знать новый материал | Уметь обобщать изученный материал. | | Коллективная. | Презентация слайдов № 27, 28 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Давайте подведем итоги. Демонстрация слайда № 27 -Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас? Запишите Д/З. Демонстрация слайда № 28 Выучить наизусть одну из басен. Нарисовать иллюстрации к одной из басен. Выставление оценок. -Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов получают 5. Спасибо за урок. Все свободны. Демонстрация слайда № 28 | Дети отвечают на поставленный вопрос. Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад. Записывают в дневник Д/З |