СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Басни И.А. Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит материал о жизни и творчестве баснописца И.А. Крылова. В работе дано краткое знакомство с биографией писателя. Пособие может быть использовано на уроках для изучения, для повторения и обобщения изученного материала к учебному комплексу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

«Ключевые слова»

Басня, мораль, аллегория, иносказание, Эзопов язык.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Басни И.А. Крылова"»

Громова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

1 категория

Тема учебного занятия: «И.А. Крылов. Басни»

Литература, класс: 8а

Тип учебного занятия: обобщение

Цели учебного занятия:

- расширить знания учеников о баснописце и его баснях; показать богатство жанрового своеобразия басни; - формировать умение находить мораль в произведении;

- развить память, внимание, самостоятельность мышления, культуру речи.

- воспитать интерес к чтению, формировать коммуникативные навыки у учащихся.

Оборудование: 1. АРМ учителя 2.Выставка книг Крылова и портрет писателя; 3. ЦОР «Крылов. Басни»; 4 карточки с заданиями для викторины.


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

1. Организационный момент.

1

мин

Подготовить, психологически настроить детей на урок. Включить в деятельность.

Создать атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

Организация внимания и внутренней готовности


умение организовывать свое рабочее место, уметь организоваться, быстро включиться в деловой ритм.

Словесный

Фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Приготовьтесь к уроку. Сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством И.А. Крылова.

Проверяют готовность к уроку. Включаются в деятельность

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

2. Проверка домашнего задания

8

мин

Актуализировать знания, полученные ранее.

Знать некоторые этапы творчества баснописца

Умение отвечать на вопросы

Словесный

Коллективная


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

К творчеству Крылова мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями. Расскажите мне, что вы знаете о баснописце И.А. Крылове? Где он получил образование? В каком возрасте он начал писать басни? Сколько басен он написал? Сколько написал пьес?


Проверка домашнего задания. Сообщение ученика о творчестве Крылова.

Отвечают на вопросы

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

3. Изучение новой темы


5 мин

Расширить знания учеников о баснописце

Знать определение басни, значение морали.

Умение выделять основные моменты..

беседа

Фронтальная


Презентация слайдов № 2, 3


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа. Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басни.

Демонстрация слайда №2.

Родился Иван Андреевич Крылов в семье армейского офицера, образование получил в семье, позже живя у богатого помещика Львова, учился грамоте «из милости» с детьми помещика. Он рано пошел работать - канцеляристом (переписывал бумаги, ведь ни компьютеров, ни даже печатных машинок в то время и в помине не было, разносил документы, чинил перья, которые в то время использовали для письма). Басни начал писать в возрасте 37 лет. Популярность его басен была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали, пересказывали друг другу, потому что люди видели себя в героях басен. Ведь за личиной зверей скрываются люди со своими характерами и делами.

Демонстрация слайда №3

Из истории басен.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Геросидом (8-7 вв. до н.э.) - это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в 6в до н.э.. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около 2 в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.

Русская литература обратилась к басне в 17 в. Разделив своим учением «о трёх штилях» литературу на три стилистические группы, М.В. Ломоносов отнес басню к тем жанрам, которые пишутся третьим, «низким» штилем, где употребляются «простонародные низкие слова». Жанр утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. Его басни глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности.

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие исчезла из русской литературы. Сатирики 1860-х гг. предпринимали попытки к возрождению басни, но серьезных успехов в этом жанре не достигли.

Дети слушают, записывают основные моменты, дополняют учителя.





















































Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

4. Речевая разминка


1 мин.

Развивать речь.

Знать слова речевой разминки.

Умение коллективно работать

Практический

Групповая

Презентация слайдов № 4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Речевая разминка.

Осип орет, Архип не отстает,

Кто кого переорет?

Осип охрип, Архип осип.

Демонстрация слайда №4

-прочитайте медленно.

-прочитайте орфографически (как пишем)

-прочитайте орфоэпически ( как произносим)

-теперь прочитайте с ускорением.

-Молодцы.

Читают всем классом.

Сначала медленно, затем с ускорением,

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы


5. Викторина «Знатоки басен»


7 мин

Выявить знания полученные ранее.

Знать ранее изученные произведения

Умение коллективно работать

Практический

Групповая

Презентация слайдов № 5-23

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним, что такое басня?

Демонстрация слайда №5

Предлагаю ребятам работу по карточкам. Класс делится на 3 группы в каждой группе по 8 вопросов. За каждый правильный ответ группа получает жетон (набравшие большее количество жетонов в конце урока получают оценки)

1 группа.

Из каких басен Крылова взяты эти выражения?

  1. «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Кот и повар). Демонстрация слайда № 7.

  2. У сильного всегда бессильный виноват(Волк и ягненок) ). Демонстрация слайда № 8

  3. А в сердце льстец всегда отыщет уголок.(Ворона и Лисица). Демонстрация слайда № 9

  4. Что служба Белкина угодна перед Львом;

А угодить на Льва, конечно, не безделка.(Белка) Демонстрация слайда № 10

  1. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак) ). Демонстрация слайда № 11

  2. Сам себя вини: что посеял-то и жни (Волк и кот) . Демонстрация слайда № 12

  3. Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку (Кукушка и Петух) Демонстрация слайда № 13

  4. А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь(Квартет) Демонстрация слайда № 14

2 группа

Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь?


  1. Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши.(Стрекоза.) Демонстрация слайда № 15

  2. «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…» (Мартышка) Демонстрация слайда № 16

  3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк) Демонстрация слайда № 17

  4. «От радости в зобу дыханье сперло». (Ворона).

  5. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Обезьяна) Демонстрация слайда № 18

  6. «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». (Свинья) Демонстрация слайда № 19

  7. «А свой ты нрав и зубы здесь кинешь, иль возьмешь с собой?». (Кукушка) Демонстрация слайда № 20

  8. «Неправды я не потерплю ни в ком. По шкурке, та и быть, возьмите; Демонстрация слайда № 21

  9. А больше их не троньте волоском». (Слон) Демонстрация слайда № 22

3 группа

Помогите герою басни найти свою пару:

  1. Фока (Демьян)

  2. Свинья (Дуб)

  3. Моська (Слон)

  4. Повар(Кот)

  5. Ворона (Лисица)

  6. Ягненок (Волк)

  7. Кукушка (Петух)

  8. Муравей (Стрекоза)

Демонстрация слайда № 23

-Молодцы! Команда, набравшая больше жетонов, побеждает.

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью-выводом, поучением, где объясняется смысл басни.



Дети, выполнив задания, проверяют ответы по слайдам.




















































Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

6.Работа над статьей в учебнике.

10мин

Знакомство с содержанием

Знать, как выстраивать монологический ответ.

Уметь работать со статьей, продолжать развивать умение выстраивать монологические высказывания.

наглядно - иллюстративный


Коллективная, индивидуальная.

Презентация слайдов № 24, 25



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Прочитайте статью в учебнике на стр. 77 «Иван Андреевич Крылов».

Ответьте на вопрос:

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

Что вам известно о Крылове? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете?


Давайте рассмотрим иллюстрацию-репродукцию картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского».

Демонстрация слайда №24.

Что здесь изображено? Как вы думаете, что обсуждают эти писатели? Зачем они собрались вместе?


Повторение теории литературы.

- Давайте вспомним что такое: аллегория, иносказание, Эзопов язык? Демонстрация слайда № 25



Читают статью, отвечают на вопросы.








Обсуждение иллюстрации.









Дают ответы:

Аллегория - вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе.

Иносказание - художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

7.Физминутка

2 мин

Снять зрительное напряжение и общее утомление.

Знать текст и движения.

Правильно повторять движения, слова

Практический

Фронтальная

Презентация слайдов № 26


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Говорю слова физминутки, показываю движения.

Демонстрация слайда № 26

Повторяют движения и слова.

Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

8.Работа над баснями.

9

мин

Учить работать над текстом.

Работа над выразительным чтением.

Знать, как выделять мораль в басне.


Умение работать с текстом

Практический, поисковый.

Фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выразительное чтение басни «Лягушки, просящие царя».

Прочитать, ответить на вопрос:

Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновременно?

За правильные ответы получают жетоны, (набравшие большее количество жетонов получают оценки)

-Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

-Каковы художественные достоинства басни «Лягушки, просящие царя»?

Выразительное чтение басни «Обоз».

Прочитать, ответить на вопрос:

-О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?

Читают басни на стр.79-82

Отвечают на вопросы. (Сатирическая направленность басни очевидна. Крылов высказал недюжинную смелость, осмеяв царей, хотя сюжет «Лягушек, просящих царя» восходит еще к басне Эзопа Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь-«пустое место», хороших царей «нет и быть не может». Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова.)









Этап учебного занятия

Время


Цель этапа

Компетенции

Метод

Форма

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

9. Этап подведения итогов.

2

мин

Подвести итоги

Знать новый материал

Уметь обобщать изученный материал.


Коллективная.

Презентация слайдов № 27, 28

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте подведем итоги. Демонстрация слайда № 27

-Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?


Запишите Д/З. Демонстрация слайда № 28

  1. Выучить наизусть одну из басен.

  2. Нарисовать иллюстрации к одной из басен.

Выставление оценок.

-Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов получают 5.

Спасибо за урок. Все свободны. Демонстрация слайда № 28

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.

Записывают в дневник Д/З