СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино»  (обобщающий урок) для учащихся 5 классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)»

Урок русского языка

5 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)

Цели: 1. Образовательные:

показать историческое значение события, изображенного в произведении;

научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

2. Развивающие:

развивать логическое мышление, коммуникативные умения, 

   познавательный интерес обучающихся;                                                                                                                                                  

 - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- воспитывать чувство любви к Родине;

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2. Метапредметных:

- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;

- познавательных: использование различных источников информации;

- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УД

Познавательные УД

Регулятивные УД

Коммуникативные УД

Мотивационно-организационный этап

-Вы любите отгадывать кроссворды?
(Презентация слайд №1)














- Ребята, как вы думаете, для чего мы отгадывали кроссворд?

- Верно, с помощью него мы повторили устаревшие слова, встречающиеся в тексте, а также узнали тему.

Словарная работа





Этап целеполагания

3)- На протяжении трех уроков мы изучали произведение «Бородино», попробуем сформулировать тему.

4). - А теперь выберем цель, подходящую к нашему обобщающему уроку.
(Презентация слайд №2)


Определение с помощью учителя учебной цели на уроке;


умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

Этап применения новых знаний и СД


- Прежде чем приступить, обратимся к эпиграфу.

Эпиграф. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», - писал М.И. Кутузов в донесении императору Александру I. (Презентация слайд №3)

- Ребята, пожалуйста, запомните эти слова, к которым мы вернемся в конце урока.

- Перед уроком учащиеся были разделены на группы. Капитан был выбран случайным образом (в ходе жеребьёвки). У каждой команды на столах лежат Маршрутные листы, которые в течение урока заполняет капитан.

Пояснение критериев оценивания.

Работа в группах.


  • Проверка Д/З. (Инсценировка).


(Презентация слайд №4,5,6,7) критерии на слайде


- Скажите, а какую пользу вам принесло выполнение такого задания? И как это может пригодиться в жизни?

  • «Исправь ошибки».

Расставьте недостающие знаки препинания и замените некоторые слова на оригинальные, ведь весь текст вам уже известен.


(Презентация слайд №8,9) критерии


- В чем польза этого задания?


  • Творческое задание с элементами проектирования «Интервью с участником сражения»

- Вы уже все знаете, что Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в виде диалога и однажды общался с ветераном Отечественной войны 1812 года Андреевым, который стал прототипом «дяди». Мы вам предлагаем на некоторое время стать корреспондентами и взять интервью у людей, сыгравших значительную роль в сражении. Вам необходимо составить 5 вопросов, ответы на которые помогли бы Лермонтову создать стихотворение «Бородино».

(Слайд 10 критерии)

  • Подсчет баллов. Оценивание команд. (по маршрутным листам)

-Оцениваем выступления групп (итоговое). Победившая команда получает отметку «5», и жюри выявляет наиболее активных ребят.


Умение инсценировать и выразительно читать художественный

текст.


Понимать особенности произведения.




Рефлексивный этап


- Возвратимся к началу урока. ( слайд ЭПИГРАФ)

Беседа

Какие чувства выражены в стихотворении «Бородино»?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших). Герой – человек тонко чувствующий, он не забывает о павших и скорбит о них.

В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения и почему его необходимо изучать?

(Русские люди не жалеют жизни для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной)


Домашнее задание: мини-сочинение «Есть ли место подвигу в наше время?»

- Для тех, кто не проявил себя, есть возможность получить хорошую отметку, выполнив домашнее задание. (Презентация слайд №10)


Рефлексия (ИТОГОВАЯ)

- Достигли ли вы своей цели?

- Кому было сложно? Почему?

- Кому было легко? Почему?

- Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника?

- Ребята, в начале урока вам были розданы смайлы, пожалуйста, нарисуйте на них своё настроение, надеюсь, что оно у вас стало намного лучше.

Умение понимать тему, идею произведения.