Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)»
Урок русского языка
5 класс
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)
Цели: 1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся;
- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предметные УД | Познавательные УД | Регулятивные УД | Коммуникативные УД |
Мотивационно-организационный этап | -Вы любите отгадывать кроссворды? (Презентация слайд №1)  - Ребята, как вы думаете, для чего мы отгадывали кроссворд? - Верно, с помощью него мы повторили устаревшие слова, встречающиеся в тексте, а также узнали тему. | Словарная работа | | | |
Этап целеполагания | 3)- На протяжении трех уроков мы изучали произведение «Бородино», попробуем сформулировать тему. 4). - А теперь выберем цель, подходящую к нашему обобщающему уроку. (Презентация слайд №2) | | Определение с помощью учителя учебной цели на уроке; | | умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; |
Этап применения новых знаний и СД | - Прежде чем приступить, обратимся к эпиграфу. Эпиграф. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», - писал М.И. Кутузов в донесении императору Александру I. (Презентация слайд №3) - Ребята, пожалуйста, запомните эти слова, к которым мы вернемся в конце урока. - Перед уроком учащиеся были разделены на группы. Капитан был выбран случайным образом (в ходе жеребьёвки). У каждой команды на столах лежат Маршрутные листы, которые в течение урока заполняет капитан. Пояснение критериев оценивания. Работа в группах. (Презентация слайд №4,5,6,7) критерии на слайде - Скажите, а какую пользу вам принесло выполнение такого задания? И как это может пригодиться в жизни? Расставьте недостающие знаки препинания и замените некоторые слова на оригинальные, ведь весь текст вам уже известен. (Презентация слайд №8,9) критерии - В чем польза этого задания? - Вы уже все знаете, что Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в виде диалога и однажды общался с ветераном Отечественной войны 1812 года Андреевым, который стал прототипом «дяди». Мы вам предлагаем на некоторое время стать корреспондентами и взять интервью у людей, сыгравших значительную роль в сражении. Вам необходимо составить 5 вопросов, ответы на которые помогли бы Лермонтову создать стихотворение «Бородино». (Слайд 10 критерии) -Оцениваем выступления групп (итоговое). Победившая команда получает отметку «5», и жюри выявляет наиболее активных ребят. | Умение инсценировать и выразительно читать художественный текст. Понимать особенности произведения. | | | |
Рефлексивный этап | - Возвратимся к началу урока. ( слайд ЭПИГРАФ) Беседа Какие чувства выражены в стихотворении «Бородино»? (Гордость за русских солдат и скорбь о погибших). Герой – человек тонко чувствующий, он не забывает о павших и скорбит о них. В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения и почему его необходимо изучать? (Русские люди не жалеют жизни для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной) Домашнее задание: мини-сочинение «Есть ли место подвигу в наше время?» - Для тех, кто не проявил себя, есть возможность получить хорошую отметку, выполнив домашнее задание. (Презентация слайд №10) Рефлексия (ИТОГОВАЯ) - Достигли ли вы своей цели? - Кому было сложно? Почему? - Кому было легко? Почему? - Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника? - Ребята, в начале урока вам были розданы смайлы, пожалуйста, нарисуйте на них своё настроение, надеюсь, что оно у вас стало намного лучше. | Умение понимать тему, идею произведения. | | | |