СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 3 главы «Крепость».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. работать над содержанием романа;
    2. способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
    3. выделить основные эпизоды III главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 3 главы «Крепость».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 3 главы «Крепость».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. работать над содержанием романа;

    2. способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

    3. выделить основные эпизоды III главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя;

    4. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    5. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    6. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 1. Прочитать III главу, выделить основные эпизоды.

2. Подготовить выборочный пересказ на тему: «Белогорская крепость».

Сильные учащиеся готовят пересказ самостоятельно.

Пётр Гринёв, подъезжая к крепости, ожидал увидеть грозные бастионы, башни и вал. Но увидел деревушку, окружённую бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, с другой – скривившаяся мельница. У ворот стояла чугунная пушка. Улицы были тесны и кривы. Избы низки и почти все покрыты соломою.

Слабые – по опорной карточке.

Пётр Гринёв, подъезжая к крепости, ожидал увидеть грозные бастионы, … и …. Но увидел …, окружённую бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды …, с другой – скривившаяся … . У ворот стояла … пушка. Улицы были … и ... Избы … и почти все … соломою.


3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока

-Что вы понимаете под словом «крепость» , какой она должна быть, по вашим представлениям?

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

&Работа со словарём:

Крепость – укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями.

Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы повторим…

Мы познакомимся с …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Работа над содержанием 3 главы «Крепость».






1.Словарная работа

























2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

- Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт в третьей главе?

- Можно ли Белогорскую крепость назвать крепостью?





- И описание крепости подтверждает это предположение. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту.

- Обратимся к офицерам крепости. Рассказчик об этом говорит с иронией.

- Кто здесь служит?

Как проходит учение солдат?




- О такой службе мечтал Гринёв?






-Что мы узнаём о семье коменданта Ивана Кузьмича?

-Опишите жильё коменданта.

-Что являлось украшением комнаты?




- Кто, по-вашему, является в крепости настоящим комендантом и почему?













- Как о ней говорит Швабрин? Иван Кузьмич?




-Как она относится к службе мужа?











-Какова она мать?













-Переходим к образу дочери Маши.

Что мы о ней узнаём в этой главе?












Исследовательская работа.

- Сравните Василису Егоровну и Машу.




















- С каким ещё героем мы знакомимся в этой главе?

Что мы узнаём о нём?
















Итог урока:

- Что нового вы узнали о Гриневе?

Вывод: - Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, непреступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска — инвалиды; вместо смертоносного оружия —старая чугунная пушка.

Гринёв находит себе единственного товарища — Швабрина.

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Бастион – один из видов крепостных укреплений

Лубочный – здесь: лубяной, сделанный из липового лубка

Инвалид– здесь: военнослужащий, состарившийся на службе.

Диплом офицерский – свидетельство о присвоении офицерского звания.

Отец – так называли священников

Урядник – лицо младшего командного состава в казачьих войсках царской армии

Капрал – первый после рядового чин в армии 18 века.

Приданое – имущество, даваемое родными невесте при выдаче её замуж.

Алтын – старинная русская монета (равна трём копейкам).





Разумеется, нет. Единственная несерьёзная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь её даже от слабого и малочисленного противника.

Кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости.







Мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Комендант крепости, одетый в колпак и китайчатый халат, вызывает улыбку.


Нет. Он хотел бы видеть в роли своих полковых товарищей блестящих, остроумных красавцев –офицеров. Всё здесь слишком просто, если не сказать убого.


На стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие

взятие Кистрина и Очакова.

Комендантша Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта: “И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь”.

Швабрин: “Василиса Егоровна прехрабрая дама”.

Иван Кузьмич: «Баба-то неробкого десятка».

Комендантша подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше».

Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое уней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…»



«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».. Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».

 Работа в группах

Запись выводов в тетради:

Маша:

Маша нерешительна.

Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней.

Маша молчит во всё время обеда. Внешне “круглолицая румяная девушка” не напоминает мать.

Василиса Егоровна:

Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.

Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.

Вывод: рассказчик противопоставляет эти образы. Такой приём называется антитезой.



Это Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.

«Вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым».

«Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен». Говорит красиво и по-французски. Вместе с ним, умным и острым на язык, смеётся герой и над семейством коменданта, и над обществом Белогорской крепости, и над краем, куда завела их судьба.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


6.

Домашнее задание

Прочитать 4 главу романа, определить основные эпизоды; ответить на вопросы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.