| Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Работа над содержанием 3 главы «Крепость». | 1.Словарная работа 2. Аналитическая беседа по прочитанной главе - Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт в третьей главе? - Можно ли Белогорскую крепость назвать крепостью? - И описание крепости подтверждает это предположение. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту. - Обратимся к офицерам крепости. Рассказчик об этом говорит с иронией. - Кто здесь служит? Как проходит учение солдат? - О такой службе мечтал Гринёв? -Что мы узнаём о семье коменданта Ивана Кузьмича? -Опишите жильё коменданта. -Что являлось украшением комнаты? - Кто, по-вашему, является в крепости настоящим комендантом и почему? - Как о ней говорит Швабрин? Иван Кузьмич? -Как она относится к службе мужа?
-Какова она мать?
-Переходим к образу дочери Маши. Что мы о ней узнаём в этой главе? Исследовательская работа. - Сравните Василису Егоровну и Машу. - С каким ещё героем мы знакомимся в этой главе? Что мы узнаём о нём? Итог урока: - Что нового вы узнали о Гриневе? Вывод: - Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, непреступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска — инвалиды; вместо смертоносного оружия —старая чугунная пушка. Гринёв находит себе единственного товарища — Швабрина. | &Работа со словарём: Обращаю внимание на словарь: Бастион – один из видов крепостных укреплений Лубочный – здесь: лубяной, сделанный из липового лубка Инвалид– здесь: военнослужащий, состарившийся на службе. Диплом офицерский – свидетельство о присвоении офицерского звания. Отец – так называли священников Урядник – лицо младшего командного состава в казачьих войсках царской армии Капрал – первый после рядового чин в армии 18 века. Приданое – имущество, даваемое родными невесте при выдаче её замуж. Алтын – старинная русская монета (равна трём копейкам). Разумеется, нет. Единственная несерьёзная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь её даже от слабого и малочисленного противника. Кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости. Мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Комендант крепости, одетый в колпак и китайчатый халат, вызывает улыбку. Нет. Он хотел бы видеть в роли своих полковых товарищей блестящих, остроумных красавцев –офицеров. Всё здесь слишком просто, если не сказать убого. На стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова. Комендантша Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта: “И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь”. Швабрин: “Василиса Егоровна прехрабрая дама”. Иван Кузьмич: «Баба-то неробкого десятка». Комендантша подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше». Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое уней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…»
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Швабрин описал ее «совершенною дурочкою».. Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой». Работа в группах Запись выводов в тетради: Маша: Маша нерешительна. Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней. Маша молчит во всё время обеда. Внешне “круглолицая румяная девушка” не напоминает мать. Василиса Егоровна: Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку. Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”. Вывод: рассказчик противопоставляет эти образы. Такой приём называется антитезой. Это Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство. «Вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым». «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен». Говорит красиво и по-французски. Вместе с ним, умным и острым на язык, смеётся герой и над семейством коменданта, и над обществом Белогорской крепости, и над краем, куда завела их судьба. |
5. | Физкультминутка (проводится в середине урока) | Литературу любим мы, друзья, Читаем пушкинские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |