2. | Опрос домашнего задания. | - Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину. - Что было задано на дом? - Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине? . Беседа по статье: | Подготовить сообщения о поэте. Прочитать статью учебника (стр.45-50) Сообщения учащихся: 1 ученик: Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии. 2 ученик: Историческая справка об истории создания Лицея. 3 ученик: «Пушкин на публичном экзамене в Лицее». 4 ученик: Историческая справка о Кишинёве. Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России. Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России. Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству. |
3. | Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина | -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? - А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем. | Работа в группах. Игра «Найди пару». Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия. 1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир. 2. "Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора:" 3.Старичок отправился к морю, (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" 4. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. 5.У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; 6."Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" 7. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. 8.Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. 9.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»). |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Узник». | 1). Вступительное слово учителя. Стихотворение «Узник» было написано в кишинёвской ссылке и опубликовано в 1832 году. 2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Узник» стр.54 -Понравилось ли вам стихотворение? - О чём это произведение? -Кто такой узник? -Что особенно поразило вас в нём? -Какая картина возникает в вашем воображении? 3). Чтение стихотворения учащимися. -Какие слова и выражения показались вам необычными? -Какова история в стихотворении? -Что и с кем происходит? -Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Сколько персонажей? Почему? Где они находятся? Докажите текстом | Сообщение учащегося об этом периоде. & Работа со словарём: Узник – тот, кто находится под стражей, в заключении Темница – помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке. Молвить – устаревшее: сказать, произнести Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами Человек и орёл |
6. | Физкультминутка | Литературу любим мы, друзья, Читаем пушкинские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |
7. | Работа над структурой и эмоциональным строем текста | 1.Чтение с остановками. Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием Первая остановка Кто говорит «Сижу…»? Какие слова являются главными, которые определяют мир чувств и переживаний лирического героя? Какое пространство изображено в первом стихе? Какой эпитет находит поэт к слову «темница»? О каком ещё невольнике идёт речь? Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой? Вторая остановка -Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)? - Каков тип интонации во второй строфе? -Почему орёл «бросает» пищу? -Что значат слова «как будто»? Кому принадлежит прямая речь? -Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника? -Найдите тропы во 2 строфе Третья остановка - Как меняется пространство в последнем четверостишии? - Какие предметы появляются? - В чём особенность пейзажа? - Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается? - Как связаны между собой узник и орел?
- Какое значение имеет образ орла?
-От чьего имени написано всё стихотворение? -Какова тема стихотворения? - Какой образ противопоставляется образу неволи? - Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения? |
Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой. Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой». Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница. Неволя Орёл молодой Много глаголов действия Не на самом деле Это мысли человека, которые тот приписывает орлу. «Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе. Олицетворение: Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Открытое пространство, которому нет предела. Этот пейзаж подчеркивает недостижимость мечты лирического героя о воле, пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе.
Чувство свободы. Оно создается через яркие эпитеты, антитезу: решетки – свет, простор, природа и т.д. Они называют себя «мой грустный товарищ», «брат». Орел – символ свободы, воли, независимости, силы. Лирическому герою присущи те же качества. Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу. В тюрьме сидит человек, который размышляет, глядя на орла, о своём будущем. Образ воли, свободы. Антитеза - фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края. Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе. «Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами. «Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу. Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе. |