СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по литературе  на тему: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

 

Цель: изучить тему свободы в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «Узник».

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
    2. познакомить учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Цель: изучить тему свободы в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «Узник».

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

    2. познакомить учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»;

    3. выработка анализа лирического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: неволя, темница, узник

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

    7. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; диск с записью стихотворения «Узник», учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.





- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.


- Что было задано на дом?

- Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

.



























Беседа по статье:

  • Что такое лицей?




  • С какой целью был создан Царскосельский лицей?





  • Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия?

















Подготовить сообщения о поэте. Прочитать статью учебника (стр.45-50)

Сообщения учащихся:

1 ученик: Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

2 ученик: Историческая справка об истории создания Лицея.

3 ученик: «Пушкин на публичном экзамене в Лицее».

4 ученик: Историческая справка о Кишинёве.



Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России.

Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России.


Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству.

3.

Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина


-Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

- А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем.


 Работа в группах.

Игра «Найди пару».

Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.


2. "Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"


3.Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"


4. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.


5.У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;


6."Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"


7. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.


8.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.


9.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане»,
«Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»).

4.

Сообщение темы урока


- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "Узник"

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Узник».


- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.


& Работа со словарём:

Лирическое стихотворение –

вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…


5.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Узник».







1). Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Узник» было написано в кишинёвской ссылке и опубликовано в 1832 году.


2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Узник» стр.54

-Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём это произведение?

-Кто такой узник?

-Что особенно поразило вас в нём?

-Какая картина возникает в вашем воображении?

3). Чтение стихотворения учащимися.

-Какие слова и выражения показались вам необычными?











-Какова история в стихотворении?

-Что и с кем происходит?

-Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.

Сколько персонажей? Почему?

Где они находятся? Докажите текстом



Сообщение учащегося об этом периоде.












& Работа со словарём:

Узник – тот, кто находится под стражей, в заключении

Темница – помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить – устаревшее: сказать, произнести

Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами




Человек и орёл


6.

Физкультминутка


Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


7.

Работа над структурой и эмоциональным строем текста


1.Чтение с остановками.

Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием

Первая остановка

  • Рассмотрим первую строфу стихотворения.

Кто говорит «Сижу…»?

Какие слова являются главными, которые определяют мир чувств и переживаний лирического героя?

  • Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе?


  • Какое пространство изображено в первом стихе?

  • Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

  • О каком ещё невольнике идёт речь?

  • Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

Вторая остановка

-Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

- Каков тип интонации во второй строфе?

-Почему орёл «бросает» пищу?

-Что значат слова «как будто»?

Кому принадлежит прямая речь?

-Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника?


-Найдите тропы во 2 строфе




Третья остановка

- Как меняется пространство в последнем четверостишии?

- Какие предметы появляются?

- В чём особенность пейзажа?




- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?


- Как связаны между собой узник и орел?

- Какое значение имеет образ орла?



-От чьего имени написано всё стихотворение?





-Какова тема стихотворения?




- Какой образ противопоставляется образу неволи?

- Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении.




  • Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы?


  • Как «удваивается» образ лирического героя?


  • В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер.


  • Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения?


  • Почему тема свободы важна для Пушкина?









Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой.



Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой».

Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница.

Неволя


Орёл молодой






Много глаголов  действия







Не на самом деле


Это мысли человека, которые тот приписывает орлу.


«Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе.


Олицетворение: Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!


Открытое пространство, которому нет предела. Этот пейзаж подчеркивает недостижимость мечты лирического героя о воле, пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе.

Чувство свободы. Оно создается через яркие эпитеты, антитезу: решетки – свет, простор, природа и т.д.
Они называют себя «мой грустный товарищ», «брат».


Орел – символ свободы, воли, независимости, силы. Лирическому герою присущи те же качества.


Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу.

В тюрьме сидит человек, который размышляет, глядя на орла, о своём будущем.



Образ воли, свободы.


Антитеза - фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения.

Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края.


Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе.

«Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами.


«Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу.


Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе.

8.

Работа над выразительным чтением.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «Узник»

9.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

10.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.