4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «На Волге». 1). Вступительное слово учителя. 2). Выразительное чтение учителем стихотворения «На Волге» стр.187- 192 3). Чтение стихотворения учащимися. 4). Беседа по содержанию. | В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд. -Рассмотрите репродукцию картины Репина «Бурлаки на Волге», она поможет вам представить тяжкую судьбу бурлаков. -Бурлаки. Кто они? - А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. - Какое “место” в стихотворении особенно затронуло вас? Почему? - Прочитайте стихотворение и проведите исследование, какие старые (непонятные) слова встречаются в тексте. Попробуйте узнать эти слова, используя толковые словари. - О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения? – Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? – Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора. – Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги? – В какой момент настроение автора резко меняется? Прочитайте эти строки. – Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? – Какими предстают бурлаки перед лирическим героем? Дайте их словесный портрет. - Вспомним, что такое ПОРТРЕТ в литературном произведении? - Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов. - Найдите глагол, который передает движение бурлаков. – Во что переходят стоны бурлаков? - Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа. Вспомним, что такое ПЕЙЗАЖ? - Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок? («Волга – колыбель моя») – Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал? - Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? – Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? – Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.) - Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? - Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал «Рекою рабства и тоски». Чтение последней части стихотворения. – О чем говорится в последней части стихотворения? Как ее можно назвать? – Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? - Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение? | &Работа со словарём Бурлаки - крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда; (неженатый, холостой, одинокий). Исследовательская работа (работа в парах). Бечева – прочная толстая веревка, канат. Расшива – небольшое судно. Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом. Лапти – это обувь бедняков (показать лапти) Учащиеся читают 1 часть стихотворения (до слов «О Волга!...». (Автор давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство). Любовь, восторг («..принес привет..», «...трепет прежних дней..») (светла и величава) (Но вдруг я стоны услыхал) (их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.) Портрет - изображение внешности героя в произведении. Исследовательская работа Учащиеся исследуют материал текста, записывают портретные характеристики в тетради: ( «ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца»). &Работа со словарём Ползти – 1) идти, передвигаться очень медленно; 2)передвигаться, припадая всем телом к поверхности и перебирая по ней руками и ногами. (стон переходит в похоронный крик, затем в вой) & Работа со словарями литературоведческих терминов. Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Заполняют таблицу ключевыми словами до встречи с бурлаками и после: «Волга – колыбель моя» | «Река рабства и тоски» | «кричали кулики», «шумели глухо камыши», «рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке», «синий бесконечный лес», «куда ... уходит солнце отдохнуть», «светла и величава», «даль и ширь», «монастырь», «звон колоколов», «темно-голубым волнам», «родной реке». | «я не узнал реки родной: С трудом ступает на песок Моя нога, он так глубок, Уж не манит на острова Их ярко-свежая трава, Прибрежных птиц знакомый крик Зловещ, пронзителен и дик, И говор тех же милых волн Иною музыкою полн.» | Вывод: Будущий поэт любит Волгу, («Любил ли кто тебя, как я?»), называет её «родной». Он рассказывает о своем счастливом, беззаботном детстве. («Река рабства и тоски») (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…) (встреча с бурлаками) (Его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда) Вывод: Мир природы красив, светел, гармоничен, близок к совершенству. Мир людей жесток, несправедлив, страшен, полон смерти. Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза. & Работа со словарями литературоведческих терминов. Антитеза (повторяем понятие) – противопоставление образов, картин, слов, понятий. («Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»). (Покорность, переходящая из поколения в поколение) (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?”) |