СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.0Образовательные:

1.1.добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении, попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.2.обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

1.3.развивать умение учащихся работать с текстом, читать выразительно;

проверить осознание прочитанного

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».»

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Эпиграф: «Только влюблённый имеет право на звание человека».

Александр Блок.

Цели:

  1. Образовательные:

    1. добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении, попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

    2. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

    3. развивать умение учащихся работать с текстом, читать выразительно;

    4. проверить осознание прочитанного;

    5. развивать умение отбирать и систематизировать материал, давать сравнительную характеристику главным героям;

    6. конкретизировать понятия: «культ», «чувствительный», «чувственность», «платонический», «сладострастие», «идиллический».

2.0. Развивающие и коррекционные:

2.1.развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;

2.2. развивать речевую деятельность – самостоятельные связные высказывания в устной и письменной форме;

2.3. следить за произношением учащихся;

2.4.тренировать в распознавании речевого материала на слух и слухо – зрительно;

2.5. развивать навык чтения с губ;

2.6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

3.0.Воспитательные:

3.1.воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

3.2. воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви, гуманное отношение к человеку.

3.3. воспитание интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести «Бедная Лиза», таблички с новыми понятиями, мультимедиа – проектор, презентация к уроку, толковый словарь Ожегова, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза».


ХОД УРОКА

1.Различение на слух литературоведческих понятий

Классицизм, сентиментализм, чувствительный, психологическая повесть, лирический герой, идиллический.

2.Сообщение темы урока.

- Прочитайте тему урока и эпиграф. Как вы понимаете слова А.Блока? (Человеком можно назвать только того, кто умеет любить).

- Сегодня на уроке речь пойдёт о любви, то есть о том вечном, что волнует сердца, особенно юных, и мы попытаемся выяснить, что побеждает в повести: рассудок или любовь?

3.Стадия вызова. Проверка домашнего задания.

- В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

-А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?

- Назовите признаки этого литературного направления.

- Докажите, что повесть «Бедная Лиза» является произведением этого литературного направления (проверка домашнего задания).

- Расскажите кратко, что мы узнали о главных героях: Лизе и Эрасте? (опрос домашнего задания).

Ответьте на вопросы:

- Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести?

- Какими словами Лиза успокаивает матушку? О чем говорят эти слова?

- О чем мечтает мать Лизы?

- Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? ( И крестьянки любить умеют)

- Каков вывод ? (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви)

- Перечитаем по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем.

- Ландыши – это символ чего?

- Что рождает в душе Лизы эта первая встреча?

- Как Лиза отреагировала на матушкины предостережения насчет молодого человека?

- Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши?

- Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы? Прочитайте.

- Матушка сказала дочери «Если бы жених твой был таков»…Какой ответ мы услышали? О чем напоминают эти слова?

- Почему Лиза не может спать ночью. Прочитайте этот эпизод.

- Какую роль играет здесь пейзаж?

- Туман – символ чего? Объясните значение этого слова в данном контексте.

- Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг? (Милая Лиза! Я люблю тебя…)

- Какое сравнение использует здесь Карамзин? (Небесная, восхитительная)

- Каким стало для Лизы утро? (Значит, природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте.

- Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет)

- Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)Как реагирует природа?

- Есть ли у Лизы прежнее счастье?

- Прочитайте сцену расставания.

- Как называет Лиза дни без Эраста? (Дни тоски и горечи)

- Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе? («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями»)

- Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось?

- Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом.

4. Стадия осмысления. Работа с текстом.

- Посмотрим, как в повести прослеживается тема рассудка и любви. А для этого проведём исследование по вопросу: Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми: Эрастом и Лизой?

1) & Словарная работа

Уточнение значения слова «рассудок».

-Как вы понимаете значение слова «рассудок? (учащиеся высказывают свои мнения).

Чтение с доски лексического значения слова:

«рассудок» - способность к рассуждению; здравый смысл.

- Подберите к слову «рассудок» синонимы и однокоренные слова.

Рассудок, рассудительный, рассудочный, рассудочность.

Рассудок, разум, ум.

2) Работа в группах.Творческая мастерская

Учащиеся разбиваются на две группы: мальчики отбирают материал о развитии чувства Эраста к Лизе, а девочки – Лизы к Эрасту. Отобранные цитаты записываются в тетради.

Лиза

Эраст

1.»Она показала ему цветы – и закраснелась».

«У него такое доброе лицо, такой голос…».

«Глаза её тихонько чего – то искали».

«Никто не владей вами! – сказала Лиза, чувствуя какую – грусть».

«Тут в глазах её блеснула радость…».

«Но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

«Все жилки у неё забились, и, конечно, не от страха. Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепетным сердцем…».

«В сию минуту восторга исчезла Лизина робость».

«На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость».

1.«Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня».

«И благодарил не столько словами, сколько взорами».

«Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».

«Он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку…».

«Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!».

«Милая Лиза! Я люблю тебя!».


2. «Они обнимались – чисты и непорочны были их объятия».

2. «Я буду жить с Лизой, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!».

3. «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности».

«Она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась».

«Лиза не понимала чувств своих. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

«Она видела в нём перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее… и прежде я не так боялась потерять твою любовь!».

3.»С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии».

«Эраст чувствовал необыкновенное волнение в груди своей».

«Эраст чувствовал в себе трепет».

«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы… он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».


3) Физминутка

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ «ВЕЩИ, ДАРЯЩИЕ РАДОСТЬ».

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Теперь соберись и вспомни о тех вещах, которые когда- либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что – нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможно – уютное тепло твоей постели, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства в мгновения счастья (пауза).

Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнёт постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь ощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

(См. Физминутки/ авт. – сост. С.А. Левина, С.И.Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2006, стр.65).


4). Беседа по теме урока, опираясь на материал, отобранный учащимися.

- Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье (стр.67,69).

- В чём особенность такой любви? (Она ПЛАТОНИЧЕСКАЯ).

Платоническая (любовь) - любовь, основанная на духовном влечении.

- Какое определение даёт этой любви сам автор? (Любовь – дружба. Лиза отдаётся чувствам, не думая, к чему это приведёт).

- А у Эраста другое представление о любви. Какое? («С отвращением помышляет он о презрительном сладострастии». Это любовь – страсть).

СЛАДОСТРАСТИЕ – сильное влечение, чрезмерная чувствительность.

- Как в повести появляется тема страсти? (Девочки зачитывают цитаты из текста о развитии чувства у Лизы).

ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ эпизодов: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом – объятия – поцелуй – утрата невинности. («Мрак вечера питал желания». Природа не вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе. стр.70).

ВЫВОД: Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны, любовь – дружба, с другой – любовь – страсть, тем самым давая понять, что это чувство может быть как прекрасно, так и опасно).

-Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (Повесть написана для юных читателей, то есть для вас).

-В чьи уста вкладывает автор рассуждение? (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»).

- Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу: «У меня есть мать»).

- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства сильнее разума, что характерно для сентиментализма, повесть сентиментальная).

- О ком Карамзин говорит «безрассудный молодой человек» и почему? Как об этом говорит автор? (Об Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца; стр.69)

- Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Каков выбор он сделал?

-Дополните предложение:

Герой не задумывается о последствиях, так как …

(просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери;

Желает больше. Больше – и ничего не желает;

Добившись желаемого, он не чувствует новизны).

5) Выяснение позиции автора и учащихся.

- Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (не осуждает, он испытывает другие чувства: к Лизе – сочувствие, к Эрасту – сожаление и гнев. «Я готов проклинать человека в Эрасте»).

-А почему жалость к Эрасту? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен).

-Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания).

-А каково ваше отношение к поступкам героев?

-Так что же побеждает в повести рассудок или любовь? (Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви).

5. ИТОГ

-Чем же руководствоваться в жизни рассудком или любовью?

- Как писатель отвечает на этот вопрос?

(Для Карамзина, как писателя – сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если чувства чисты и благородны).

-Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматический век часто побеждает рассудок. Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Рефлексия

  • Чем мы занимались на уроке?

  • К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина?

  • Какие нравственные уроки для себя извлекли?

  • Проще работать в группе или индивидуально?

  • Кому было трудно на уроке? Почему?

  • Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно каждому?

Оценивание учебной деятельности учащихся.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк (ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»