Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Эпиграф: «Только влюблённый имеет право на звание человека».
Александр Блок.
Цели:
Образовательные:
добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении, попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;
развивать умение учащихся работать с текстом, читать выразительно;
проверить осознание прочитанного;
развивать умение отбирать и систематизировать материал, давать сравнительную характеристику главным героям;
конкретизировать понятия: «культ», «чувствительный», «чувственность», «платонический», «сладострастие», «идиллический».
2.0. Развивающие и коррекционные:
2.1.развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;
2.2. развивать речевую деятельность – самостоятельные связные высказывания в устной и письменной форме;
2.3. следить за произношением учащихся;
2.4.тренировать в распознавании речевого материала на слух и слухо – зрительно;
2.5. развивать навык чтения с губ;
2.6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
3.0.Воспитательные:
3.1.воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
3.2. воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви, гуманное отношение к человеку.
3.3. воспитание интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести «Бедная Лиза», таблички с новыми понятиями, мультимедиа – проектор, презентация к уроку, толковый словарь Ожегова, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза».
ХОД УРОКА
1.Различение на слух литературоведческих понятий
Классицизм, сентиментализм, чувствительный, психологическая повесть, лирический герой, идиллический.
2.Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему урока и эпиграф. Как вы понимаете слова А.Блока? (Человеком можно назвать только того, кто умеет любить).
- Сегодня на уроке речь пойдёт о любви, то есть о том вечном, что волнует сердца, особенно юных, и мы попытаемся выяснить, что побеждает в повести: рассудок или любовь?
3.Стадия вызова. Проверка домашнего задания.
- В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)
-А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?
- Назовите признаки этого литературного направления.
- Докажите, что повесть «Бедная Лиза» является произведением этого литературного направления (проверка домашнего задания).
- Расскажите кратко, что мы узнали о главных героях: Лизе и Эрасте? (опрос домашнего задания).
Ответьте на вопросы:
- Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести?
- Какими словами Лиза успокаивает матушку? О чем говорят эти слова?
- О чем мечтает мать Лизы?
- Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? ( И крестьянки любить умеют)
- Каков вывод ? (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви)
- Перечитаем по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем.
- Ландыши – это символ чего?
- Что рождает в душе Лизы эта первая встреча?
- Как Лиза отреагировала на матушкины предостережения насчет молодого человека?
- Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши?
- Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы? Прочитайте.
- Матушка сказала дочери «Если бы жених твой был таков»…Какой ответ мы услышали? О чем напоминают эти слова?
- Почему Лиза не может спать ночью. Прочитайте этот эпизод.
- Какую роль играет здесь пейзаж?
- Туман – символ чего? Объясните значение этого слова в данном контексте.
- Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг? (Милая Лиза! Я люблю тебя…)
- Какое сравнение использует здесь Карамзин? (Небесная, восхитительная)
- Каким стало для Лизы утро? (Значит, природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте.
- Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет)
- Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)Как реагирует природа?
- Есть ли у Лизы прежнее счастье?
- Прочитайте сцену расставания.
- Как называет Лиза дни без Эраста? (Дни тоски и горечи)
- Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе? («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями»)
- Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось?
- Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом.
4. Стадия осмысления. Работа с текстом.
- Посмотрим, как в повести прослеживается тема рассудка и любви. А для этого проведём исследование по вопросу: Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми: Эрастом и Лизой?
1) & Словарная работа
Уточнение значения слова «рассудок».
-Как вы понимаете значение слова «рассудок? (учащиеся высказывают свои мнения).
Чтение с доски лексического значения слова:
«рассудок» - способность к рассуждению; здравый смысл.
- Подберите к слову «рассудок» синонимы и однокоренные слова.
Рассудок, рассудительный, рассудочный, рассудочность.
Рассудок, разум, ум.
2) Работа в группах. Творческая мастерская
Учащиеся разбиваются на две группы: мальчики отбирают материал о развитии чувства Эраста к Лизе, а девочки – Лизы к Эрасту. Отобранные цитаты записываются в тетради.
Лиза | Эраст |
1.»Она показала ему цветы – и закраснелась». «У него такое доброе лицо, такой голос…». «Глаза её тихонько чего – то искали». «Никто не владей вами! – сказала Лиза, чувствуя какую – грусть». «Тут в глазах её блеснула радость…». «Но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу». «Все жилки у неё забились, и, конечно, не от страха. Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепетным сердцем…». «В сию минуту восторга исчезла Лизина робость». «На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость». | 1.«Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня». «И благодарил не столько словами, сколько взорами». «Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце». «Он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку…». «Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!». «Милая Лиза! Я люблю тебя!». |
2. «Они обнимались – чисты и непорочны были их объятия». | 2. «Я буду жить с Лизой, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!». |
3. «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности». «Она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась». «Лиза не понимала чувств своих. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!». «Она видела в нём перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее… и прежде я не так боялась потерять твою любовь!». | 3.»С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии». «Эраст чувствовал необыкновенное волнение в груди своей». «Эраст чувствовал в себе трепет». «Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы… он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». |
3) Физминутка
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ «ВЕЩИ, ДАРЯЩИЕ РАДОСТЬ».
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
Теперь соберись и вспомни о тех вещах, которые когда- либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что – нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможно – уютное тепло твоей постели, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства в мгновения счастья (пауза).
Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнёт постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
(См. Физминутки/ авт. – сост. С.А. Левина, С.И.Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2006, стр.65).
4). Беседа по теме урока, опираясь на материал, отобранный учащимися.
- Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье (стр.67,69).
- В чём особенность такой любви? (Она ПЛАТОНИЧЕСКАЯ).
Платоническая (любовь) - любовь, основанная на духовном влечении.
- Какое определение даёт этой любви сам автор? (Любовь – дружба. Лиза отдаётся чувствам, не думая, к чему это приведёт).
- А у Эраста другое представление о любви. Какое? («С отвращением помышляет он о презрительном сладострастии». Это любовь – страсть).
СЛАДОСТРАСТИЕ – сильное влечение, чрезмерная чувствительность.
- Как в повести появляется тема страсти? (Девочки зачитывают цитаты из текста о развитии чувства у Лизы).
ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ эпизодов: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом – объятия – поцелуй – утрата невинности. («Мрак вечера питал желания». Природа не вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе. стр.70).
ВЫВОД: Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны, любовь – дружба, с другой – любовь – страсть, тем самым давая понять, что это чувство может быть как прекрасно, так и опасно).
-Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (Повесть написана для юных читателей, то есть для вас).
-В чьи уста вкладывает автор рассуждение? (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»).
- Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу: «У меня есть мать»).
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства сильнее разума, что характерно для сентиментализма, повесть сентиментальная).
- О ком Карамзин говорит «безрассудный молодой человек» и почему? Как об этом говорит автор? (Об Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца; стр.69)
- Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Каков выбор он сделал?
-Дополните предложение:
Герой не задумывается о последствиях, так как …
(просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери;
Желает больше. Больше – и ничего не желает;
Добившись желаемого, он не чувствует новизны).
5) Выяснение позиции автора и учащихся.
- Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (не осуждает, он испытывает другие чувства: к Лизе – сочувствие, к Эрасту – сожаление и гнев. «Я готов проклинать человека в Эрасте»).
-А почему жалость к Эрасту? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен).
-Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания).
-А каково ваше отношение к поступкам героев?
-Так что же побеждает в повести рассудок или любовь? (Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви).
5. ИТОГ
-Чем же руководствоваться в жизни рассудком или любовью?
- Как писатель отвечает на этот вопрос?
(Для Карамзина, как писателя – сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если чувства чисты и благородны).
-Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматический век часто побеждает рассудок. Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Рефлексия
Чем мы занимались на уроке?
К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина?
Какие нравственные уроки для себя извлекли?
Проще работать в группе или индивидуально?
Кому было трудно на уроке? Почему?
Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно каждому?
Оценивание учебной деятельности учащихся.
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк (ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»