СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Сопоставительный анализ лирических произведений (на примере стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления новых знаний по теории литературы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Сопоставительный анализ лирических произведений (на примере стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)"»



Урок литературы

5 класс

Тема: Сопоставительный анализ лирических произведений (на примере стихов Ф. И. Тютчева и А.А. Фета)

2 часа

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цели:

Воспитательные : воспитание художественного вкуса, любовь к Родине и родной природе.

Учебные: продолжение работы по формированию навыка анализа лирического произведения, а также сопоставительного ( сравнительного) анализа стихотворения;

Продолжение работы по формированию общеучебных компетенций : построение устного монологического высказывания, работа с художественным текстом, выделение главного, развитие самостоятельного мышления, апробация теоретических знаний на практическом материале;

Развивающие: развитие навыков анализа и синтеза; памяти, формирование мировоззренческих идей ( «я» и «окружающий мир»)

Работа по развитию речи: работа с поэтическим словом, работа со словарем.



Оборудование: сборники стихов поэтов, справочный материал (план анализа лирического произведенич – см. « Приложение», «Словарик литературоведческих терминов»), «Толковый словарь» С. И.Ожегова.





Эпиграфы к уроку:

Стихи о многом говорят, но не всегда , не всем подряд

Б. Заходер

Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит

А. Фет

На доске: пафос – эмоциональный настрой произведения (героический, исторический , любовный, военный и т. д.)

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, уважаемые пятиклассники!

Рада вас видеть!

Проверьте, все ли у вас есть на партах, что может понадобиться на уроке .

Спасибо!

  1. Подготовка к сознательному усвоению материала.

Слово учителя.

На протяжении предыдущих уроков мы изучали теорию анализа лирического произведения: план анализа, литературоведческие термины, необходимые при анализе стихотворения. Сегодня мы закрепим полученные знания.

3. Работа с эпиграфом. Постановка цели.

Понимать стихи непросто .

Почему эпиграфы к уроку – неслучайны?



Каковы цели нашего урока? ( Учащиеся определяют цели урока)

(Мы должны научиться раскрыть тайну поэта, понять основную мысль художника слова), поэтому сегодня мы выступаем в роли исследователей тайн поэтического слова, будем продолжать учиться «чувствовать» поэтический язык.

На протяжении всего изучения литературы вы будете совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Это лишь первый этап.



На партах у вас справочный материал , которым вы можете пользоваться, это папки , где содержится план анализа стихотворения и составленный вами в ходе уроков «Краткий словарик литературоведческих терминов».

На уроке мы сравним произведения двух разных поэтов : Ф. Тютчева и А. Фета, сопоставив их : выделив общее и различное в подходе к теме.

Посмотрите в окно! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить ?

(О зиме!)









На своих рисунках вы нарисовали зиму так, как вы ее видите, молодцы!

О родной природе написано много стихов, русскому человеку всегда была свойственна особая близость к миру природы. Какие стихи о зиме вы знаете? ( А. Пушкин «Зимнее утро» и др.)

4.Новый материал.

Учитель: Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет - певцы русской природы , видели ее по-своему.



Послушаем краткий рассказ об их творчестве.

Следует устный монологический ответ учащихся.



Примерный ответ учащегося.



«В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.



Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.



Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.



Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».



А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.»







Примерный ответ учащегося.





«Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.



В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.



Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел.

В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон.

А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

5.Самооценка.

(Критерии: правильно, полно, эмоционально)

Оценка устного ответа учителем.

6. Анализ лирического произведения.

- Беседа по вопросам ( вопросы предложены заранее в рамках домашнего задания)

Стихотворение для анализа:

Ф.И. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.



31 декабря 1852



Учитель:

Прочитаем наизусть стихи , знакомые вам еще с начальной школы, мы постараемся взглянуть на них на качественно новом уровне и определить пафос произведения.

( В итоге урока учащиеся записывают в свой «Краткий словарик литературоведческих терминов» определение термина :

«пафос – эмоциональный настрой художественного произведения»)



-Вопросы к анализу стихотворения Тютчева:



1.Какова тема стихотворения? (Зимний лес)

2.Почему зима названа «чародейкой» ?

Работа со словарем.

(чародейка ( от слова «чары» - волшебство, колдовство в пер. - обаяние, пленительность )

3.Подберите синонимы к этому слову.

(волшебница, колдунья, кудесница, чудодейка, ворожея)

4.Какова идея стихотворения? (Неповторимость волшебной красоты зимней природы)

5.Передайте ваши впечатления от стихотворения.

6.Работа с поэтическим словом.

Используя толковый словарь, определите , в прямом или переносном значении употреблено слово «ослепительной»

( в прямом – «очень яркий»

В переносном – «поразительный по своей красоте»)

7.Определите лексическое значение слова:

«вспыхнет»

- «внезапно разгореться, зажечься»

«мещет»

-«мечет» - «метать» , бросать с размахом, кидать, целясь куда-нибудь

«Чудный»

1. прелестный, очаровательный . великолепный.

2.необыкновенный, удивительный. Чудной, необычный

«волшебный» очаровательный, пленительный



8.Каким чувством окрашено это стихотворение? (определение пафоса как эмоционального настроя произведения)

Ответ учащихся.

чувством восхищения, восторга, красоты.

9.Какие художественные средства использует поэт, определите их роль.

-олицетворения ( лес стоит, солнце мещет) – природа живая

-эпитеты (неподвижная, немая и др.) – описание состояния леса, настроение автора

-метафоры (стоит околдован, под снежной бахромою и тд.) – живые , яркие картины леса видит читатель глазами автора.

10. Какие слова помогают зрительно представить, «увидеть» зимний лес?

( блестит, вспыхнет, заблещет, ослепительной)

11. Найдите повторы в тексте. Для чего они используются?

(усиление признака)

(«Околдован лес стоит», «и стоит он околдован»)

К выводу:

Лес у Тютчева «не мертвец и не живой», при внешней неподвижности в нем есть внутреннее движение, жизнь.

Какие слова подчеркивают это?

выпишите их .

Внешняя неподвижность:

«стоит»

«неподвижно»

«немою»

«сном»

«весь окутан, весь окован»

«ничто не затрепещет»

Внутреннее движение:

«жизнью… блестит»

«весь вспыхнет»

«весь заблещет»

Вывод: в этом поэт видит волшебство и загадку зимнего леса

12. «Мозговой штурм»:

Почему в тексте стихотворения нет прямых цветовых определений?

Ответы учащихся :

(- невозможно обычными цветовыми определениями передать изменчивую красоту леса;

- невозможно в цвете «остановить мгновение»;

- это не входило в замысел автора

- главное- не цвет, а движение)

7.Анализ стихотворения А. А. Фета.

Мама! глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -



Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.



Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

(1887)

Беседа по вопросам:

1.Какова тема стихотворения?

( Зимнее утро. Первый снег.)

2.Каков сюжет стихотворения?

(герой- мальчик смотрит в окно и передает свои впечатления от зимней картины природы маме)

3.О какой народной примете говорится в стихотворении?

(ждать гостя (гость- зима), к морозу)

4.Каким вы представляете себе героя стихотворения?

Ответы учащихся:

(мальчик, наблюдательный, резвый, рад приходу зимы)

5.Какие слова помогают понять состояние мальчика?

(последняя строфа, ключевое слово «весело»)

6. Какой предстает зима в стихотворении?

(Читатель «видит» начало зимы глазами героя стихотворения:

«посветлело, побелело», «по ветвям развешан иней», «словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты»)

7.Каков пафос стихотворения?

8.Каким чувством окрашено стихотворение ?

Ответы учащихся:

(радость, восторг, восхищение, удивление)

9.Работа с поэтическим словом.

Используя «Толковый словарь», определите лексическое значение слов:

«салазки»- «маленькие ручные деревянные санки»

«тороватый» - «щедрый» (устар.)

10.Почему автор употребляет это слово, что он хотел сказать?

11.В каком значении употреблено многозначное слово «убрал»?

(«украсил, нарядил» - о человеке (устар.)

12.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, назовите их, приведите примеры.

- Ряды эпитетов : «не колючий, светло-синий» (иней)

«свежей, белой, пухлой» (ватой)

- метафоры : «по ветвям развешан иней», «вата» - снег

«двор… одело»

13. В какие цвета окрашена картина зимнего утра?

Какими словами они переданы?

( глаголы: «посветлело», «побелело», прилагательные: «светло-синий», «белой»)

14.Какова идея стихотворения?

Ответы учащихся:

(Радость, наслаждение от того , что пришла зима- чудесное, радостное время года с веселыми забавами )

Учитель обращает внимание на детские рисунки.

8.Сопоставительный анализ стихотворений.

Учитель: Подведем итог сказанному, заполнив таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу.

Общее

Различное

  1. Тема (зима, зимняя природа)

  2. Пафос (радость, восторг, восхищение)

  3. Мастерство поэтов в выборе художественных приемов и изобразительных средств , наиболее точно передающих идею автора

  4. Зимний пейзаж

  5. Идея стихотворения связана с любовью к родной природе.



У А.Фета присутствует в стихотворении герой – мальчик, через восприятие которого дано происходящее.





Общий вывод по уроку:

Поэты Федор Тютчев и Афанасий Фет наслаждаются красотой зимы и видят ее в простых картинах природы. Все вокруг доставляет радость. Природа для поэтов живая и прекрасная, она является источником для вдохновения.

9.Рефлексия.



Что было трудным на уроке?

Что понравилось и запомнилось?

Что было для вас нового?

Оцените свою работу на уроке.





Спасибо за работу на уроке! Все молодцы!

10. Домашнее задание ( на выбор)

-Создайте зарисовку зимнего леса или составьте свою подборку стихов данных поэтов о природе.

-Презентация «Мои любимые стихи о природе…»

-Стихотворения поэтов без названия , придумайте свое название к данным стихотворениям.



Урок завершен, до новой встречи!



Приложение

План анализа лирического произведения

(5 класс)

  1. Автор. Название стихотворения.

  2. Тема стихотворения

  3. Развитие конфликта и сюжета (последовательно возникающие образы, картины, настроение. Их взаимосвязанность, мотивы)

  4. Образ лирического героя.

  5. Поэтический язык (изобразительно-выразительные средства языка, поэтическая лексика)

  6. Идея стихотворения (какие смыслы выводит автор, к какому итогу (выводу) приходит, связь с названием стихотворения).