Актуализация (постановка проблемы) | Наглядное пособие: репродукция картины Васнецова « Рыцарь на распутье». Вопрос: «Как вы понимаете слово распутье? Между чем в жизни приходится выбирать?» | Подводит детей к постановке проблемы. | Размышляют, обсуждают, отвечают.
Размышляют, высказывают своё мнение, обобщают. |
Определение области незнания (концептуализация, моделирование). | Эпиграф к уроку из Библии: « Уклонись от зла и сотвори добро». Объясните значение этих слов. Какие герои творят зло? Добро? | «Эту проблему можно решить с разной степенью абстракции, с разной позиции взглядов». Организует дискуссию, задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы; определяют затруднения. |
Создание проекта. | 1.зло – начало всей цепи событий. 2.Не будь побеждён злом. 3.уклонись от зла и сотвори добро. | Нацеливает на создание проекта. | Размышляют. Определяют маршрут. |
Реализация проекта. | Дорога первая. Задания: -поработать с карточками : опираясь на предложенные цитаты, объяснить, каких героев коснулось зло. Что лежит в основе зла?
Дорога вторая. Задания: -выстроим лестницу мыслей героя и поймём, какие чувства борются в его душе. -Дадим характеристику В. Дубровскому. -Какие слова самые важные?
Что же было истоками добра в нём? Вывод: зло не победило. В сердце Владимира есть «Земля».
Дорога третья. Задания : -смог ли Дубровский справиться с этой задачей? -Кто из героев не причиняет никому зла? | Помогает осуществить маршрут исследования.
Проза Пушкина требует мыслей, мыслей…
Задаёт вопросы, корректирует ответы, не даёт сбиться с маршрута.
Обобщает. | работают в группах: 1.работают с карточками; исследуют текст; составляют таблицу; объясняют значение слов; исследуют символы и объясняют их значение. Размышляют, строят предположения, опираясь на текст романа. Презентация.
2 группа.
Выразительно читают эпизод из 6 главы, исследуют текст. Дают характеристику герою. Выразительно читают эпизод « В церкви» из 5 главы. Составляют кластер « путь Дубровского», исследуя главу 5 и 12. Работают с опорными схемами, обсуждают, делают выводы. Презентация.
3 группа.
Исследуют и обсуждают 19 главу романа. Читают и исследуют эпизоды из 18 главы, обобщают, делают выводы.
Презентация. Оценивают работу друг друга. |
Подведение итогов урока. Рефлексия по теме урока. | Были ли такие ситуации в жизни, когда вы не поддались злу и сделали выбор в пользу добра? | Проводит рефлексию. Подводит итог урока. | Отвечают. |