СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Школа России» Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Школа России» Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки» Тип урока: изучение нового материала. Цель: • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки» Задачи: Образовательные: • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее; • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки» • Дать представление о характерных признаках басни; • Находить мораль в произведении; Развивающие: • Развивать навыки беглого, выразительного чтения; • Развивать память внимание, речь учащихся; • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам; • Обогащать словарный запас учащихся; • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии; Воспитательные: • Воспитывать любовь к чтению; • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки; Оборудование: • Портрет И.А.Крылова; • Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»; • Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» Ход урока: I.Организационный момент. (2 мин) Психологический настрой Ну – ка проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ли на месте, Всё ли в порядке – Ручка, книжки и тетрадка? Учитель просит детей сесть за столы. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». II. Проверка домашнего задания. (5 мин) - Что было задано на дом? (выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане..») 1.Чтение отрывков наизусть. - Можно ли «Сказку о царе Салтане..» сравнить с народной? Почему? - Что сказочного в произведении А.С.Пушкина? - Что из того, о чём рассказано в сказке, могло происходить в действительности? 2.Работа с иллюстрациями к сказке. - Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы дложны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту. - Молодцы. III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин) Цели: - продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии; - помочь вспомнить басни, прочитанные ранее; - На доске зашифрованы названия лтиературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? (ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК) (Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка) - Чьи басни вы уже читали в прошлом году? Постановка учебной задачи урока - Сегодня мы обратимся к жанру басни - Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни? - Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения? - Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого. ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ (Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов - Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните? (ответы детей) - Можете ли вы прочитать наизусть? - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили: Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. - Прочитайте что написано, только справа налево: - Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (это герои басни) IV. Изучение нового материала. (10 мин) Цель: - познакомить с биографией И.А.Крылова. - Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом». - Посмотрите на портрет И.А.Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т. д.) - Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека. - Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни? (Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик) - Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Глоицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости. - Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? - Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. - Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов: 1.Словарно – лексическая работа. 2.Прогнозирование содержания. - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка? - Почему мартышка разбила все очки? - Как вы думаете, какой будет мораль басни? - Сформулируйте её своими словами. VI. Физкультминутка. (1 мин) Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин) 1.Чтение басни учителем. - Понравилась ли вам басня? - Что заставило вас улыбнуться? VI . Закрепление изученного. (5 мин) 1.Чтение басни учениками. - Смогли ли мы предугадать её содержание? - Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни. - Почему именно этот эпизод изображён? - Чем он важен? - Похоже ли её поведение на поступки людей? 2.Выборочное чтение. - Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки». - Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни. -Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков. - Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки? - Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»? - Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное? - Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой? - Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»? - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? - В чём комичность ситуации описанной в басне? Выразительное чтение басни по ролям. VII. Итог урока. (2 мин) - Кто такой И.А.Крылов? - С какой басней познакомились? - Кто главный герой басни? - Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях? VIII. Домашнее задание. (1 мин) - Выучить басню наизусть.