Конспект открытого урока литературного чтения
Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей».
Тип урока: урок введение новых знаний.
Цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа.
Задачи:
Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.
Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.
Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.
Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словарь Ожегова, бумажные сердечки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. . Мотивация учебной деятельности. Слайд 1.
- Ребята, у нас гости. Поприветствуем гостей.
Первым делом гоним лень!
На уроке не скучать.
А работать и читать!
- С хорошим настроением продолжим урок.
2. Проверка Д/З.
Соберу ваши тетради и проверю дом. работу.
II. Вызов
-Сегодня мы будем читать новое произведение.
-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками раздаёт учитель на группу) работа в группах.
1) Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
(Воробей)
2) Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)
3) Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ... (Воробей)
|
- Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)
- Что вы знаете о воробье:
- это маленькая или большая птица? Слайд 2.
- сильная или слабая?
- есть ли у воробья враги, кого он боится?
- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?
- Как называться произведение, которое будем читать? (Воробей)
- Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня и т.д.)
Корзина идей. Жанр. (иллюстрация корзины и напечатанные слова: жанр - рассказ, сказка, стихотворение, басня).
- Назовите фамилию автора и тогда мы сможем определить жанр произведения. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите.
20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.
(Тургенев). Слайд 4. Иван Сергеевич Тургенев
- А теперь можете определить жанр произведения? ( не совсем)
- Когда мы сможем подтвердить предположение? (когда прочитаем, когда узнаем о его творчестве)
III. Реализация.
Рассказ о Тургеневе. Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он очень любил природу, был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.
- Итак, жанр произведения? (рассказ) (лишние слова из корзины убираются, остаётся слово – рассказ).
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»
И.С. Тургенев Слайд 5.
- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.
- Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?
- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
/ толковый словарь – ЛЮБОВЬ. Слайд 6.
- А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/
ЛЮБОВЬ -
- А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/
Корзина идей – ЛЮБОВЬ + слова.
Уточнение значения слова «страх».
- Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое?
/уточним по словарю/ /читает ученица/ Слайд 7.
СТРАХ-
- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?
На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
- О чём будет рассказ? (о воробье, о страхе, о любви).
Учебная задача
Чтобы ответить на главный вопрос, - Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?, надо прочитать рассказ.
II. Стадия осмысления
Перед чтением рассказа предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на карточке.
Верите ли вы что?
1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?
2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?
3. Любовь творит чудеса?
2. Словарная работа
В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить.
аллея
детище
трепетало
благоговел
3. Знакомство с текстом
Чтение с остановками
Чтение 1 и 2 абзаца
- Как вы думаете, почему собака начала красться?
- Кого она могла увидеть?
Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца до слов «…сорвавшись …»
- Сбылись ли Ваши ожидания?
- Предположите, что будет дальше?
Чтение 4, 5, 6 абзацев
- Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?
- Как Вы думаете, как повела себя собака?
Чтение текста до конца
- Ожидали ли Вы такую развязку?
- Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?
Давайте ответим на эти же вопросы ещё раз.
- У кого совпали ответы?
- У кого ответы были разные? Какие?
4. Анализ произведения
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему автор был с собакой?
- Назовите героев рассказа.
Один из героев рассказа – это маленький воробей.
- Почему молодой воробей оказался на земле?
- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)
- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)
- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)
- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)
- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)
- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)
Представьте себя на месте старого воробья.
А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)
- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)
- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)
- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)
- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)
- Почему?
- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)
В начале урока мы говорили, что любовь бывает разной. (Обратиться к корзине идей)
Какие из этих слов у нас могут остаться на доске? (материнская, отцовская)
5. «Кластер»
Работа в парах
Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы, на маленький образ, с большим поступком.
- Какие ассоциации у Вас возникли после прочтения этого произведения. Что вы можете сказать о старом воробье?
1. Какой он наш воробей?
Как поступил
Черты характера
Дети пишут на листочках.
Назовите слова, которые вы записали. Внимательно слушайте друг друга, ведь вы можете дополнить свою работу теми словами, которых у вас нет.
А теперь попробуйте составить небольшой рассказ о нашей героической птице.
Старый черногрудый воробей, рискуя своей жизнью, бросился защищать своего детёныша. Проявил смелость, мужество, отвагу, любовь. Его можно назвать героем.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ: Составление плана рассказа по картинкам (работа в группах)
Сейчас будем работать в группах.
- На столах у каждой группы лежат рисунки к рассказу и конверт. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А, если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под картинками.
1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» (слайд )
2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» (слайд )
3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» (слайд )
4. «Мой Трезор остановился, попятился…» (слайд )
5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» (слайд )
Проверка. Спрашиваю, уточняем на слайдах.
Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?
Перечитайте две последние строчки рассказа. Как вы их понимаете? Какая основная мысль этого рассказа?
Сердечко – символ любви. Возьмите сердечки, на них сегодня мы составим наш синквейн.
На слайде «подсказка» по составлению синквейна.
Составление синквейна.
Запишите 1 слово: ЛЮБОВЬ
Кто хочет поделиться своим творчеством?
Ответы учащихся:
любовь
самоотверженная, сильная
окрыляет, делает храбрым, облагораживает
любовью держится и движется вся жизнь
счастье
Оценивание:
Оцените свою работу (+, -, ) на уроке по следующим критериям:
Запомнил сведения о творчестве И.С. Тургенева | |
Работа в паре(дружно, слушая собеседника; высказывая правильные ответы) | |
Запомнил значения новых слов | |
Работа в группе(согласованно; дружно; только по теме урока) | |
Могу пересказать по картинкам рассказ | |
| |
Домашнее задание дифференцированное:
Подготовить пересказ от лица старого воробья.
Выучить понравившийся эпизод.
Выполнить задания в раб.тетради на стр. 63.
Вывод: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!