СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению: Евгений Иванович Чарушин. "Кабан»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обшеобразовательная программа "Школа России". Авторская программа: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». Урок по теме: Евгений Иванович Чарушин. "Кабан», 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению: Евгений Иванович Чарушин. "Кабан»»

Урок литературного чтения  в 4 классе

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Кабан».

Цели: расширить кругозор детей через чтение книг о природе, обогатить опыт познавательного характера;

обеспечить развитие речи и формирование навыков чтения, активное восприятие изучаемого материала;

формировать потребность в постоянном чтении книг, прививать любовь и бережное отношение  к природе, животным;

развивать способность к самооценке.

Оборудование: портрет писателя и его книги, две шкатулки, рисунки следов, кисть, краска, газета «Сыроежка».


Ход урока.

I Оргмомент (психологический настрой)

- Начинаем урок. Мы продолжаем изучать раздел о природе, а так же учимся грамотно, внимательно читать, тренировать память, узнавать новое. В одной шкатулке у меня вырезанные из цветной бумаги отметки. Двоек, конечно, нет, а остальные – по количеству учеников класса. Вы выберете одну отметку за работу в конце урока. Тогда же узнаете секрет второй шкатулки.


II Проверка домашнего задания.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Было интересно. Переживали за художника и были рады, что всё благополучно закончилось - кабаны-то ручные! Узнали о повадках животных)


III Знакомство с автором (отвечают 2 подготовленных ученика, у одного портрет, другой приготовил надпись «Евгений Иванович Чарушин, 1901-1965»)

  • Чарушин Евгений Иванович написал около 50 книг о природе и животных.

  • Проиллюстрировал более 120 книг Бианки, Пришвина, Маршака, других авторов.

  • Делал многочисленные образцы фигурок зверей и птиц для производства из фарфора.

  • «Я родился с карандашом в руках», - вспоминал Чарушин.

  • Поддерживал интерес к рисованию и помогал Евгению Ивановичу его отец, архитектор-художник.

  • В доме Чарушиных всегда было много животных: певчих птиц, рыбок, собак, кошек.

  • «Я научился с детства понимать животных, - писал Евгений Иванович. - Мне страшно видеть, что некоторые люди совсем не понимает животных».

  • Писатель исходил весь свой родной край, не раз видел и глухаря, и тетерева, спасался от волчьей погони.

  • Закончил Ленинградскую Академию художеств.

  • Весь свой талант Евгений Иванович отдал детской книге. В его творчестве весёлая улыбка всегда соседствует с научной познавательностью и с захватывающим увлекательным сюжетом.

  • На международной выставке детской книги в Германии Евгению Ивановичу Чарушину за иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке» была присуждена Золотая медаль.


(Учитель) Художник, который рисует животных, называется анималист. Книги Чарушина-художника и Чарушина-писателя учат понимать и любить природу, открывают любознательному и пытливому уму ее волшебные кладовые. Предлагаю мысленно перенестись в лес, на поляну, и осмотреться. (Начинаю закрашивать голубой краской белые листы, там проступают нарисованные воском следы кабана, волка).

- Чьи это следы? Как вы думаете, что могло произойти на лесной поляне? (Волк пытался догнать кабана, следы идут рядом).

-Как называется рассказ, которые читатели дома? Запишите на закладку имя автора, название.

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? (Рисовал оленя марала).

- Видов оленей в природе много. Они отличаются друг от друга размерами, особенностями внешнего вида, местом обитания. Маралом оленя называют в некоторых районах России, а изюбром, например, в Восточной Азии. Это красивые, стройные, легкие, быстроногие животные. Фигурка оленя украшает автомобиль «Волга». Советую прочитать об этом удивительном животном в нашей газете «Сыроежка», которая посвящена Воронежскому заповеднику, частично расположенному на территории нашей области. На закладках напишите: марал, изюбрь, олень.

III Работа с учебником.

- Что так сильно напугало художника, когда он рисовал марала? (Художника испугали кабаны).

- Придумайте другое название рассказу. («Случай в зоопарке», «Как художник ручных кабанов испугался»).

- Повторим содержания рассказа и выполним упражнения на тренировку навыков чтения:

-просмотр отрывка;

-буксир (я - вслух, дети - про себя, а по сигналу - тоже вслух);

-выразительное чтение отрывка – первый раз про себя, но показывая свое отношение мимикой, второй раз – вслух;

-скольжение - читают первое и последнее слово на строчке;

-поиск предложения, которое можно прочитать в соответствии со словом на карточке: громко, медленно, с удивлением, печально, испуганно, тихо;

- игра в парах «Кто быстрее найдет на странице слово на орфограмму …»

- Как вы думаете, почему автор не назвал рассказ «Кабаны», ведь животных было несколько? (Возможно, потому, что кабан в нем выступает как символ дикой природы, и нужно правильно оценивать ситуацию, осторожно вести себя с животными)

- Предлагаю прочитать текст о кабанах, который приготовил ученик класса, и отметить значком новую для вас информацию. Ученику … будет интересно узнать, как он поработал дома над заданием.


IV Чтение незнакомого текста по карточке.

  • Кабаны - стадные животные, держатся группами.

  • В течение дня лежат в вырытой мордами яме, а вечером отправляются на кормежку.

  • Едят грибы, жуков, червей, мышей, змей, желуди, разные растения.

  • Любят валяться в земле, в луже, а потом тереться спиной и боками о стволы деревьев, полностью стираю кору. Из смолы и грязи образуется не пробиваемая дробью корка.

  • Кабаны могут проплывать по 10 км.

  • В начале лета появляются полосатые поросята. Полоски у них исчезают через 2-3 месяца, а через год молодые кабаны ничем не отличаются от взрослых.

  • Клыки у кабанов растут всю жизнь. Они ими рыхлят землю, легко ломают (секут) молодые деревья. Поэтому кабанов называют еще секачами.

  • Животные избегают встречи с человеком, если их не тревожить. Напасть может самка с потомством, решив, что выводку угрожает опасность.

  • На земле живут 8 видов диких свиней.


V Физкультминутка.


VI Работа с учебником (продолжение).

– Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Любовь к природе, наблюдательность.)

-Выполним задания, которые потребуют от вас внимания и наблюдательности.

1)Выборочное чтение: найти описание внешнего вида, поведения марала.

2) Назвать пропущенное слово в тексте на доске.

Громадные, с желтыми (1…); в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня не (2…), не умеют (3…) поднимать, смотреть (4…). Сверху узкие, как (5…), - только клыки торчат в (6…).

Ответы: 1.Клыками. 2.Смотрят. З.Голову. 4.Вверх. 5.Рыбы. б.Стороны.

3) Перечислите животных, которые встречаются в рассказе. (Ягуар, медведь-губач, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль)

- С какой целью создаются зоопарки? (Зоопарки создаются в научно-просветительских целях. Животных в зоопарках сохраняют и изучают, особенно исчезающие виды).

VII Итог. Из второй шкатулки достаю письмо с приглашением в зоопарк. Туда поедем на каникулах.


VIII Самостоятельная оценка своей работы на уроке: выбирают отметку в соответствии с активностью, с учетом всех видов деятельности.


IХ Обзор и чтение книг, которые принесли дети из дома и библиотеки, рассматривание иллюстраций.


Х Домашнее задание: работа с памяткой; чтение книг Е. И. Чарушина.

Памятка.

1. Как называется рассказ?  Кто его написал?

2. Прочитайте рассказ.  Когда происходит действие, которое в нём описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чём вы думали, читая рассказ?