СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.Дик "Красные яблоки "

Нажмите, чтобы узнать подробности

равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные ягоды"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.Дик "Красные яблоки "»

Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».

Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Задачи:

Осознать необходимость сострадания, сопереживания.

Учить определять авторский замысел. 

Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.

I. Организация начала урока. 

II. Подготовка к основному этапу урока

Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Сегодня мне хочется начать урок строками из стихотворения Э.Асадова «Доброта»

Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Как вы думаете, о какой боли идет речь в этом отрывке? (душевной или физической)

Всегда ли мы понимаем, что причинили кому-то боль?

А почему мы это не замечаем? ( больнее коснулась нас самих)

Как называют людей, которые безразличны к чужой боли, к чужой беде?(безразличные, бессердечные, бездушные, равнодушные)

Чтобы узнать какое качество проявляется у человека, способного почувствовать боль другого, давайте подберем антоним к слову РАВНОДУШИЕ. (сопереживание)

Где же на уроках литературного чтения мы можем встретиться с этими человеческими качествами? ( в литературных произведениях)


– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки».
– Попытайтесь, использовав ключевые слова, сформулировать более точно тему нашего урока.

 (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими.

 (Познакомимся с новым произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти)
Звучит классическая музыка. Учитель рассказывает о писателе.
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Известно, что протезов Иосиф Ионович никогда не носил – он сам придумал для своих искалеченных рук устройство с 'искусственным пальцем', которое он надевал на руку. Так, он сам писал и перепечатывал свои рукописи, а также прекрасно справлялся в быту и даже водил автомобиль, сумев получить права. Вообще, был он человеком очень изобретательным, и его дом был полон всевозможных устройств и усовершенствований.

Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. 
–  Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.

3. Усвоение новых знаний .Создание проблемы.

– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет? 
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать. 

В тексте встретятся слова, значение которых может быть не ясно, поэтому обратим на них внимание во время чтения.

Чтение слов.

Доска:

балансировать
семенить
впиться
наледь
несдобровать

труха
разъяриться

Чтение 1 – 5 абзацев (1 и 2 читает учитель):

– Какое «цирковое представление» происходило за окном?
– С кем автор сравнивает людей на льду?
– Что из увиденного особенно смешило ребят?
– Все ли смеялись над упавшими?
– Что уже можно сказать о ребятах?

Чтение 6 абзаца:

– Какую игру придумали ребята?
– Вы бы стали ее участником? Почему?

Чтение 7 – 10 абзацев:

– Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый?

Чтение 11 абзаца:

– Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – «сейчас поцелуется»?

Чтение 12 – 13 абзацев:

– Отчего встрепенулся Валерка?
– Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?

Мы прочитали 1 часть рассказа. Просматривается ли связь между содержанием рассказа и его названием? Подтвердились ли наши предположения?

Чтение 2 части рассказа.

Чтение 14 – 16 абзацев:

– Что случилось с женщиной?
– Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?

Чтение 17 абзаца:

– О чем задумался Валерка?
– Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно?

Чтение до конца:

– Почему Валерке становится страшно?
– О чем он пожалел во время отсутствия мамы?
– Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал?


4. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

а) – Попробуйте теперь объяснить ещё раз, почему рассказ так называется. (Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины, – это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.)

б) – Как бы вы поступили на месте мальчиков?

в) – О чём автор просит нас задуматься? (О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться.)

г) – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у Валерки и Севки?

5. Составление сравнительной характеристики.

– Каких мы видим мальчиков в начале рассказа? (Весёлыми, беззаботными, придумали жестокую глупую игру, равнодушны к чужой боли.)

– У кого изменилось отношение к игре? Почему? Что можно сказать о Севке? (Севка не понял переживания друга, проявил бездушие, он так и не осознал своей неправоты.)

– Прочитайте 3-й вопрос на с. 115, ответьте на него. (Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)

– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? Почему?


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)


-

Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа.

- Наша цель проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа.

-Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)


Выборочное чтение. Какими словами автор характеризует их настроение. Найдите в тексте цитату ( закатывались от смеха).

- Над чем они « закатывались от смеха» . Подтвердите словами из текста.

- Почему автор взял именно это выражение? ( чтобы показать насколько им было весело).

- Веселое настроение мальчишек ничто не омрачает, а наоборот оно получает свое развитие.

- Каким образом?

- Какую игру придумали Валерка и Севка?


Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитаем их диалог по ролям.


Установка: ребятам весело, передайте голосом, интонацией их настроение.

- Как эта ситуация характеризует Севку и Валерку?

Найдите продолжение диалога.

Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.

- Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?

- Каким стало его настроение? ( беспокойное).


Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения ( « Моя мама?!», « Был уверен, но не совсем»).

- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? ( Она была похожа на его мать).

- Почему Валерка прекратил эту глупую игру?

- С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру?

( сердито)


Выборочное чтение.

- Докажите это строчками из текста

- Как Севка еще называет настроение Валерки? ( Разъяренное)

Выборочное чтение.

- Докажите это строчками из текста.

-Почему Валерка ощутил чувства страха?

- За что он себя ругает?

- Какое в этот момент у него настроение? ( тревожное). ( Он волнуется от этого настроение у него тревожное).

- Чем же сменяется страх ? ( радостью).

- Почему?

- Почему Валерка стал помогать маме снять пальто ,что раньше никогда не делал? ( Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра).


Работа с тетрадями по составления словаря настроения.(приложение1)

- Скажите ,а заставил ли вас переживать автор вместе с Валеркой?

- Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердечко застучало, защемило и стало меняться настроение?

Выявление разницы между понятием «друг «и «приятель».

- Как вы думаете, затронула данная ситуация сердце Севки? Почему?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?

- В чем разница « друг» и « приятель» ( высказывание детей).

Работа в тетрадях.

Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимность доверии , привязанности, общности интересов.

Приятель - близкий знакомый.

Вывод:

Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.

Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках.

6. Подведение итогов.


- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

( Как порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).

- Какое открытие вам удалось сделать, может быть в самом деле?

7. Домашнее задание.

Друг познается в беде. По игре и друзей узнают в) – О чём автор просит нас задуматься? (О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться.)

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Кто по-вашему на уроке был самым активным? Кому что-то удалось больше всего?

И закончить хочется наш разговор такими словами

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что в мире живешь ты не зря!