Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «Два Мороза» ( русская народная сказка.)
Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,
отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять
главное в тексте, способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Белая берёза» С. Есенина.
3. Постановка цели урока.
Беседа.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.
(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)
-Что вы себе представили, слушая эту музыку?
- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю…
Отгадаете загадку, что это?
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит.
(мороз)
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю картинки) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!» (хором)
Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?
«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти». ( Л.Н.Толстой. «Котёнок»)
«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.» («Лиса и журавль». Сказка)
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. («У страха глаза велики» сказка).
-Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку? Это будет первое слово в названии темы урока.
-Определим вторую часть в названии темы урока.
4. Отгадайте загадку.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
5. Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: сказка «Два мороза».
Сформулируйте цель урока:
Познакомиться … . (Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза» ; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?
Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».
(Вот как об этом волшебстве говорится в сказке).
6. Словарная работа.
- В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и соберите из слогов слова.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.
По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.
7. Первичное чтение или просмотр детского фильма «Два мороза».
-Кто из вас был более точным в предопределении сказки?
-Почему это сказка?
8. Вторичное чтение сказки.
Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?
«По чистому полю, по густому лесу».
«Свистнули, щёлкнули, побежали.»
«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
-Удалось ли главным героям людей заморозить?
9. Расскажите о двух-братьях морозах по опорным словам, стараясь сохранить их порядок: два мороза, побежали, купец, крестьянин, заморозил, еле я ноги унёс.
Расскажите о купце и о крестьянине. Какими они были?
Купец крестьянин
Шуба бежит
Сапоги топором машет
Шапка заботливый
В одежду работой
10. Прочитаем по ролям отрывок.
-Сколько чтецов надо выбрать? С какой интонацией будем читать слова купца, крестьянина. Мороза?
11. Творческая работа.
Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.
Карточка №1.
Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Землю солнце красит, а человека труд.)
Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?
12. Домашнее задание.
Пересказ сказки.
13. Рефлексия. Составление кластера.
Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.
Топор лучше шубы греет.
14. -Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо?
Выставление оценок.