Гласные звуки (повторение).
Лексическая тема «Деревья»
Цель: активизация знаний по теме “Деревья”.
Образовательные задачи:
- активизировать, пополнить словарный запас по теме “Деревья”;
- развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;
- развивать умение подбирать слова с противоположным значением.
Коррекционные задачи:
- развивать дыхание;
- развивать слуховое внимание;
- развивать буквенный гнозис, праксис;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- развивать навык чтения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать умение слушать ответы других детей.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Оборудование: предметные картинки (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан), листочки из цветной бумаги, макет “Части дерева”, игра “Расставь буквы по размеру”, мяч, презентация.
Ход урока
1. Орг.момент.
Слайд 1
2. Сообщение темы.
Слайд 2
- Посмотрите, кто это? (Нюша).
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения на дыхание
2. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
3. Активизация лексики. Загадки.
- А теперь давайте отгадаем загадки.
Темной он покрыт корой,
|
Русская красавица стоит на поляне,
|
Лист красивый, вырезной.
|
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
|
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (дуб)
На наборное полотно выставляются картинки.
- Какие еще деревья вы знаете? (по картинкам) (дуб, береза, осина, рябина, клен, каштан)
5. Назови листочек. Слайд №3
- Нюша набрала много листьев. Давайте назовем их.
- У дуба листочек – ... дубовый
- У береза листочек – березовый
- У осины листочек – осиновый
- У рябины листочек – рябиновый
- У клена листочек – кленовый
- У каштана листочек – каштановый
6. Игры с буквами. (Слайды 4-7, 8-11)
- Оказывается Нюша собрала не простые листики, а листики с буквами. Давайте поиграем с ними.
Слайды 4-7 “Найди правильно написанную букву”
- Нюша спряталась под листочком с той буквой, которая написана неправильно.
- Где спряталась Нюша?
- Под березовым листочком.
(По щелчку неправильно написанная буква убирается)
Слайды 8-11 “Найди на листочке букву”
- Посмотрите внимательно на листочек, какая буква там “спряталась”?
(По щелчку появляется ответ)
7. Физминутка (речь с движением)
На поляне дуб стоит, (Стоят прямо, ноги вместе)
Во все стороны глядит. (Повороты туловищем, не сдвигая ног с места)
Ветки к солнцу свои тянет, (Поднимают руки вверх)
Ветер часто дуб качает. (Качаются с поднятыми руками вправо — влево)
Дуб к земле от от ветра гнется, (Руки на поясе, наклоны вперед-назад)
Но нисколько не сдается. (Выпрямляются и стоят прямо).
8. Один – много (множественное число):
лист – листья осина — … иголка — … береза – … ветка — … дерево — … пень – … рябина — … ствол -
9. Части дерева. (Слайд 12)
- Возле какого дерева стоит Нюша? (дуб)
- Какие части есть у дерева? Чтобы это узнать, надо выполнить задание: расставить буквы по размеру и прочитать слова. (корни, ствол, ветки, крона) (Рис.1)

Рис.1
собирается макет дерева

Рис.2
9. Подбор антонимов (сопоставление дуба и березы) (с мячом)
Слайд 13
- Дуб огромный, а береза ... (стройная)
- Ствол у дуба толстый, а у березы ... (тонкий)
- Кора у дуба темная, а у березы ... (светлая)
- Ветки у дуба толстые, а у березы ... (тонкие)
- Листья у дуба темно-зеленые, а у березы ... (светло-зеленые)
- Листья у дуба крупные, а у березы... (мелкие).
10. Подведение итогов
- Какие звуки вспомнили?
- Какое дерево вам понравилось больше всего? Почему?
11. Организованное окончание. Д.з.