Разработала конспект урока по математике для 2 класса по теме: Составление и решение простейших уравнений на основе свойства верных равенств – учитель начальных классов школы – лицея № 16 города Павлодара Мухамеджанова Жанар Серикбаевна.
Тема: Составление и решение простейших уравнений на основе свойства верных равенств
Цели:
обучающая: формирование умения решать уравнения, используя свойства верных равенств; закрепление умений сравнивать числовые выражения, решать задачи разных видов;
развивающая: развивать вычислительные навыки, познавательные способности;
воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, здорового образа жизни, осознания необходимости укреплять своё здоровье.
1.Организационный момент.
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2.Актуализация знаний.
А) Сравним буквенные выражения на доске. Объясним выбор знака сравнения.
а + 3 и а – 3
7– с и 70 – с
17 + в и в + 17
у + 0 и у – о
(Учащиеся выполняют сравнение устно, спрашивают подтверждение своего ответа у одноклассников.)
Б) Проведем самостоятельную работу в тетрадях. Запишем примеры, вставляя пропущенные числа и получая верные равенства.
65 + * = 70
* + 20 = 100
34 – * = 31
* – 30 = 10
* + 26 = 56
17 – * = 9
– Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками “-” и “+”)
– Кто нашел у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?
– А кто не ошибся? (Ответы учащихся.)
Сообщение темы. Постановка целей и задач урока.
Выполним следующее задание. Разбейте записи на доске на две группы. Прокомментируйте свои действия.
19 + * = 21
в – 4
* – 5 = 20
11 + с
х + 60 = 74
(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)
– Как мы работаем с примерами “с окошком”?
– Как мы работаем с буквенными выражениями? (Ответы учащихся.)
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
– На что похожа запись х + 60 = 74 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать? (Ответы учащихся: В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 60 = 74 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
– Кто нам назовет тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?(Ученики называют тему урока, учитель открывает тему на доске.)
– Тема нашего урока – уравнение. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Еще 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.
– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (Ответы учеников.)
– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.
3. “Открытие” детьми нового знания.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа.
(Ответы учащихся: – Это число 14. так как 14 + 60 = 74.)
– Что же вы сейчас сделали? (Ответ детей: -Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”), которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод).
– Что значит решить уравнение?
(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.
Физкультминутка.
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите –
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько сколько! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Нам решать заданья нужно!
4. Первичное закрепление.
– Потренируемся решать уравнения способом подбора. Прочитаем №1 и № 2 на странице 102 учебника.
(Учащиеся у доски записывают уравнения, находят х подбором.)
№ 3 стр 102 (Учащиеся работают в парах.)
– Проверяем выполнение задания. (Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
5. Самостоятельная работа . стр.103 № 4,5.
6. Рефлексия деятельности (итого урока).
– Какую тему сегодня на уроке мы изучали?
– Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке?
– Выполнили мы эти задачи?
– Оцените свою работу на уроке. (Высказывания учащихся.)
– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями? (Высказывания учащихся.)
– Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание на вторник: страница 105 учебника задание № 4,6 а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора.
– Наш урок окончен.