СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Доли. Обыкновенные дроби.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике»

План – конспект урока Учитель: Курманалиева Насима Анваровна

5 класс Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Комбинированный урок

Фундаментальные образовательные объекты: число, задача, текст

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Главная проблема урока: добиться умения читать, записывать дроби; понимать, что означает числитель и знаменатель.

Планируемые результаты:

  • правильное чтение и запись обыкновенных дробей.

  • применение новых знаний в новой ситуации;

  • объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, настенная доска, карточки самооценки.


Технологическая карта урока:


п\п

Этап

урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин)

1

Организационный этап

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.


1

2

Актуализация знаний

учащихся

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Проверка домашнего задания в парах

Участвуют в работе по проверке домашнего задания (в парах), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

3

3

Постановка цели и задач урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

4

Этап изучения нового материала.

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Запись на доске новых понятий: доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче.

Обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче.

13

5

Физкультминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6

Этап первичное осмысление и закрепление знаний.



Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

15

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Подводит итоги работы учащихся и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценки.

2

8

Домашнее задание


Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1





Ход урока


п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

1

Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценки

1

2

Актуализация знаний учащихся


Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Вам был задан № 878(а, б). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений?

Давайте вспомним, как найти неизвестный

  • множитель,

  • делимое,

  • уменьшаемое,

  • вычитаемое,

  • слагаемое?


Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены у вас уравнения?

а) (х-152)*59=6018

х-152=6018:59

х-152=102

х=102+152

х=254

Ответ:254

б) 51815:(р-975)=1205

р-975=51815::1205

р-975=43

р=43+975

р=1018

Ответ: 1018

Отвечает на вопросы учащихся


Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам, исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценки пункт «Домашнее задание»

- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

- Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

3

3

Постановка цели и задач урока.



Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.





Задание записано на доске:.

15 * 11 И

24 * 3 И

0 * 17 И

125 * 8 О

25 * 9 * 4 Л

520 : 10 Д

64 : 32 Б

51 : 17 О

40 * 60 Д

1000 : 125 Р

Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся)

Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю


Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Доли и дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

3

4

Этап изучение нового материала.


Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма.

(Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин»)

- Какой фрукт делили звери?

- Из чего он состоит?

- А какие дольки в апельсине?

- Значит, что такое доли?

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)

- Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью.

-Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139

Прочитайте статью и ответьте на вопросы.





-Как называется числа в записи дроби?

- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель.





- Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта













Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”.

- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?


- А сколько это минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.


- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?



- Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью








-Апельсин

- из долек

-равные

Доли - это равные части


- на восемь


- одну восьмую



- 3 доли

- учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби

-учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя:

-Числитель и знаменатель

- Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято


- Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта










- Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем.


-Да, четверть часа, учебная четверть

- 15 минут

- Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4)





Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами

- Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы

13

5

Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности.

- Давайте немного отдохнем.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше!

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

2

6

Этап первичное осмысление и закрепление знаний.


Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

- Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена.





- А теперь оцените свою работу.


- Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске)

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

Оцените свою работу.

Вы, молодцы!


- Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске.

а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100

- Самооценка учащихся.

Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка.

Отвечают на вопросы.







15

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?

- Что понравилось на уроке, а что нет?

- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

- Сдайте карточки самооценки

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления, сдают карточки самооценки.

2

8

Домашнее задание

Пункт 23;

Для сильных учеников: № 925, 929

Для слабых учеников: № 926, 933

Записывают домашнее задание в дневниках.

1

Вид школьной доски:



№ 878(а, г)

а) (х-152)*59=6018

х-152=6018:59

х-152=102

х=102+152

х=254

Ответ:254

б) 51815:(р-975)=1205

р-975=51815::1205

р-975=43

р=43+975

р=1018

Ответ: 1018


15 * 11 И

24 * 3 И

0 * 17 И

125 * 8 О

25 * 9 * 4 Л

520 : 10 Д

64 : 32 Б

51 : 17 О

40 * 60 Д

1000 : 125 Р


№ 884


а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100


Математический диктант.

- Записаны дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

-половина 1\2; треть 1\3; четверть 1\4

- 2\4, 3\6




Карточки самооценивания

Этап урока

Самооценка

«Домашнее задание»


Устная работа(определение темы урока)


№ 884



Математический диктант