1 | Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. -У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценки | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. | Проверка домашнего задания: Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Вам был задан № 878(а, б). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Давайте вспомним, как найти неизвестный множитель, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое? Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены у вас уравнения? а) (х-152)*59=6018 х-152=6018:59 х-152=102 х=102+152 х=254 Ответ:254 б) 51815:(р-975)=1205 р-975=51815::1205 р-975=43 р=43+975 р=1018 Ответ: 1018 Отвечает на вопросы учащихся | Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам, исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценки пункт «Домашнее задание» - Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. - Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. - Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. - Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | 3 |
3 | Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Задание записано на доске:. 15 * 11 И 24 * 3 И 0 * 17 И 125 * 8 О 25 * 9 * 4 Л 520 : 10 Д 64 : 32 Б 51 : 17 О 40 * 60 Д 1000 : 125 Р Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся) Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю | Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Доли и дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | 3 |
4 | Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. | У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин») - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы.
-Как называется числа в записи дроби? - Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель. - Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”. - Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? - А сколько это минут четверть часа? - Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. - Дроби можно еще изображать на координатном луче. - А что же такое координатный луч? - Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью | -Апельсин - из долек -равные Доли - это равные части - на восемь - одну восьмую - 3 доли - учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби -учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя: -Числитель и знаменатель - Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято - Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта  - Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. -Да, четверть часа, учебная четверть - 15 минут - Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4) Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами - Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы | 13 |
6 | Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий | - Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена. - А теперь оцените свою работу. - Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске) - Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6. -Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью. Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину? Оцените свою работу. Вы, молодцы! | - Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске. а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100 - Самооценка учащихся. Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка. Отвечают на вопросы. | 15 |
7 | Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности | Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? - Сдайте карточки самооценки | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления, сдают карточки самооценки. | 2 |