Математика 4 класс.
Тема: Деление на 7 равных частей.
Цель: формировать умение делить числа на 7.
Задачи:
закреплять знание таблицы умножения на 7; продолжать формировать умение учеников решать задачи умножением и делением;
способствовать коррекции и развитию навыков счета, сообразительности, внимания и наблюдательности детей путём применения игровых упражнений.
Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, взаимоуважение, взаимопомощь, самостоятельность.
Оборудование: рисунки с изображением животных, магнитофон, карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый!
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. Урок – экскурсия. Мы с вами закрепим знание таблицы умножения на 7 и будем учиться делить на 7.
А куда мы с вами отправимся на экскурсию, узнаем, если решим примеры, на доске из карточек составляют слово «зоопарк».
II. Каллиграфическая минутка.
Пальчиковая гимнастика
Ребята, давайте мы сейчас покажем…
Как живём?
Как идем?
А бежим?
Ночью спим?
Как берём?
А даём?
Как молчим?
А грозим?
Учитель: Итак, начнем наш необычный урок, откройте тетради и напишите число, классная работа.
Милые дикие звери приглашают нас к себе в гости, но что нужно сделать, чтобы к ним войти? (купить билеты)
Билеты для девочек стоят 8 дес. 5 ед. (85) рублей, а для мальчиков – 9 дес. (90) рублей. Давайте, приобретем, билеты и запишем эти числа до конца строчки.
85 85 85 - девочкам
90 90 90 – мальчикам
Зоопарк – это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
III. Математический диктант.
Учитель: Ребята, клетка, в которой находятся животные в зоопарке, называется вольер (слово на доску).
Давайте посмотрим, кто живет в 1 вольере (олень).
Ребята, олень отдыхает. Давайте мы с вами поиграем с оленем в игру «Молчанку» и тихо – тихо пройдем мимо его вольера.
3 х 1 5 х 7 2 х 7 8х5 6х 7
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Не так – то просто было пройти тихо мимо отдыхающего зверя. Но мы справились и, поэтому, идем дальше.
В следующей клетке живет лев. Он с самого утра ходит по клетке и пытается узнать длину своего вольера, стороны которого равны 4 м, 3 м, 4 м, 3 м . Давайте поможем ему.
Если схематически изобразим клетку, что она из себя представляет?
(Это прямоугольник или замкнутая ломаная линия)
4м
3 м
3 м
4 м
Вспоминаем, как вычислить длину ломаной линии.
(Сложить все стороны)
АВМК = 4 м+3м+4м+3м=14м
Ответ: 14 метров.
В следующем вольере живёт медвежонок. Он очень любит играть и предлагает вам поиграть с ним в баскетбол.
Как раз проверим, как вы запомнили таблицу умножения на 7.
Это было домашним заданием.
V. Объяснение нового материала.
Ребята, а в следующем вольере живет обезьянка. Что-то наша обезьянка мне не нравится. Почему-то она прячется, что-то наделала? Ага, хулиганка. Решила пошутить, выпустила всех обезьянок. Давайте исправим это. У вас на партах есть конверты. Возьмите конверт. (работа в парах). Возьмите 7 обезьянок и распределите их в 7 клеток. Сколько получилось в каждой отдельной клетке? Как можем примером записать данное выражение?
7 : 7 = 1
А теперь возьмите 14 бананов и раздайте семерым обезьянкам. По сколько бананов получила каждая обезьянка? (2)
Как можно это записать?
14 : 7 = 2
А если разделим 21 банан?
21 : 7 = 3
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Сравнение выражений.
Учитель: Узнав, что мы справились с заданием обезьянки, питомец следующего вольера (тигр) решил придумать для нас задание потруднее. Но мы ведь с вами сможем с ним справиться? (да)
Сравните действие умножение с действием деления стр. 115 № 2 (устно)
7х2=14 7х3=21
14:7= 21:7=3
7х4=28 7х5=35
28:7=4 35:7=5
- Что вы заметили в данных примерах?
(Числа одинаковые)
- Чем отличаются?
VI. Самостоятельная работа
- Учебник с. 115 Примеры 3.
- Взаимопроверка.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, в зоопарке кроме вольеров с животными, есть ещё и озеро с водоплавающими птицами. Они тихо плавают и отдыхают. Давайте мы с вами тоже немного отдохнем.
Белые лебеди, лебеди летели.
И на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Гимнастика для глаз
А в этом зоопарке даже бабочки есть.
Учитель: Самая хитрая обитательница зоопарка – это …(лиса). Она очень любит решать задачки. Вот и приготовила вам задачу.
Работа с учебником. (задача 7, стр.116)
В парке высадили 42 берёзы, дубов – в 7 раз меньше, а лип – на 9 деревьев меньше, чем берёз. Сколько деревьев высадили в парке?
(сначала читаю я, потом дети самостоятельно)
1 ученик у доски.
- О чём задача? (о деревьях)
- о каких деревьях говорится в задаче? (рисунки на доску)
- что знаем о берёзах? (42)
- что знаем о дубах? (не знаем, но сказано…)
- О липах (не знаем, но сказано…)
- прочитаем задачу по краткой записи.
(читаем). Это условие задачи.
- Что нужно найти?
- как в краткой записи покажем?
- записываем.
- Это вопрос задачи.
- найдём решение.
- для того, чтобы найти, сколько всего деревьев, что надо знать?
(сколько берёз, дубов и лип).
- берёз знаем? (да)
- дубов? (нет, но можем найти)
- каким действием? (Делением)
- Почему? (в 7 раз меньше)
Это 1-ое действие. Запишем.
- теперь что будем искать? (сколько лип).
- каким действием найдём? (вычитанием).
- Почему? (на 9 меньше).
- Это 2-ое действие. Запишем.
- теперь мы можем найти, сколько всего деревьев? (да)
- каким действием вычислим? (сложением).
- Мы ответили на вопрос задачи?
- запишем ответ.
Берёз – 42 д.
Дубов - ? д. – в 7 раз меньше ? д.
Лип - ? д. – на 9 меньше, чем берёз
Сколько деревьев высадили в парке?
42 д.: 7 = 6 (д.) – дубов.
42 д.- 9 д. = 33 (д.) – лип.
42 д.+6 д.+33 д.=81 (д.)
Ответ: 81 дерево высадили в парке.
Учитель: Молодцы, ребята. Всех зверей мы не успеем обойти, встретимся с ними в следующий раз. Пора возвращаться.
Стр. 116 № 7 решение задачи
VII. Воспитательный момент.
Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по зоопарку. Но я вот, что хотела у вас спросить. Как вы думаете, почему животных держат в зоопарках?
С каждым годом животных на нашей планете становится все меньше и меньше и для того, чтобы защитить их от опасностей создают зоопарки, заповедники. Кроме этого, исчезающие виды животных заносятся в Красную книгу, чтобы люди знали, к каким животным нужно относиться с особой заботой. (рисунок красной книги показываю).
VIII. Итог урока.
У. – Чему мы научились на уроке?
У. – Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
У. – Для этого вам помогут рисунки. Передайте своё настроение от урока с их помощью.

IX. Домашнее задание. Стр. 116 выучить таблицу деления на 7.
Х. Оценки за урок.
XI. Организация завершения урока.