Тема: «Сложение натуральных чисел и их свойства»
Цели: узнать историю появления сложения; вспомнить правила сложения многозначных чисел;
Задачи: изучить свойства сложения
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания № 177, 181
Изучение нового материала
Решение задачи: В древние времена жили были два племени. Первое племя имело название «Балаши», а второе «Московичи». Жили они на разных территориях, да вот только настали для них сложные времена и вождями ихними было решено объединить племена воедино. В племени «Балаши» проживало 127 человек, а в «Московичи» 79 человек. После объединения у вождей возникла новая проблема. Как теперь узнать численность нового племени??? Ведь про такую науку, как арифметика в те далёкие года никто ещё не знал.
Ребята, а вы бы какое арифметическое действие применили?
И сколько же человек стало в новом племени?
Итак как же вы думаете что же мы сегодня будем изучать на уроке?
Записываем в тетрадь тему.
Давайте же послушаем сейчас некоторые исторические сведения возникновения сложения
Еще в древности люди научились считать предметы, называя число их по порядку: 1, 2, 3... Но сущность счета не только в том, чтобы называть по порядку числа, но и в присчитывании, т. е. в прибавлении единицы к первоначальному числу, затем еще одной единицы, затем еще одной и т. д. Овладение счетом требует умения прибавлять единицу к любому числу и к полученному от этого сложения числу снова прибавлять единицу и т. д.
Итак, сложение числа с единицей возникло с появлением счета. По наблюдайте, как складывают числа малыши. Например, чтобы прибавить к трем два, ребенок на одной руке оставляет незагнутыми 3 пальца, а на второй—2 пальца и сначала считает три пальца (загибая каждый) на одной руке, а затем также присчитывает к ним по одному пальцы другой руки. Когда все пальцы загнуты — сложение закончено. На следующем этапе обучения ребенок уже не пересчитывает единицы первого слагаемого, а сразу называет его и присчитывает к нему по одному все единицы второго слагаемого.
Сотни лет люди древнего мира выполняли сложение подобным же образом, присчитывая к первому данному множеству предметов по одному предмету, взятому из второго множества, до тех пор, пока все предметы (члены) второго множества не будут исчерпаны.
Длительное время сложение чисел люди выполняли только устно с помощью каких-либо предметов — пальцев, камешков, ракушек, бобов и пр., а позже на специальных приборах—счетной скамье, абаке, счетах.
В наше время вычисления проводятся как устно так и письменно.
Давайте же проверим свои способности в устном счёте.
23+44= 15) 76+19=
45+34= 16) 47+15=
67+12= 17)24+ 43=
89+25= 18)37+18=
47+28= 19)56+49=
19+57= 20)29+43=
88+13= 21)59+32=
83+36= 22)84+17=
55+67= 23)39+49=
31+ 64= 24)51+47=
56+78= 25)46+39=
39+59= 26)53+62=
74+43= 27)65+66=
93+34=
Молодцы. А теперь давайте проверим ваши способности в сложении в столбик.
№ 196(а,б)
Давайте же вспомним как называются числа при сложении?
И рассмотрим новый способ сложения. При помощи координатного луча.
А затем выполним № 188, 189
Физкульт минутка: (говорю верно сидим, говорю не верно встаём)
Сумма 12 и 15 равна 28.
Сумма 35 и 25 равна 60.
Сумма 21 и 13 равна 35.
Сумма 18 и 15 равна 33.
Сумма 45 и 1 равна 47.
Итак ребята, а ещё сегодня нам предстоит познакомиться со свойствами сложения. Вы о них наверняка уже слышали в младших классах. А все ли знают их названия?
4+5=5+4- переместительное свойство
(от перестановки мест слагаемых, сумма не изменится)
(3+8)+6=3+(8+6) –сочетательное свойство
(что бы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а затем к полученной сумме второе.
9+0=9 (от прибавления к числу нуля, число не изменится)
Рефлексия.
1.Какое число нужно прибавить к числу что бы получить следующее за ним число?
2.Сформулируйте переместительное свойство.
3.Что получим если к числу прибавим 0?
Домашнее задание: п. 6 Учить!!! №229, 239