Урок математики в 1 классе по программе «Школа России»
Авторы УМК: М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
Цель урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании; читать выражения, используя эти термины.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания названия компонентов и результата действия вычитания. Установить взаимосвязь между компонентами действия вычитания. Формировать умение читать выражения, используя названия компонентов. Учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
Развивающие:
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Предметные:
Знать название компонентов и результата действия вычитания. Устанавливать взаимосвязь между компонентами действия вычитания. Уметь читать выражения, используя названия компонентов. Учиться применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
Личностные:
-Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД.
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Оборудование: у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность, разрезные цифры, «презентация»
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе №2, рабочая тетрадь.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой Незнайка, он просит у вас помощи. Решил он приготовить подарки для девочек из цветочного городка к 8 марта и отправился за подарками один, да вот беда, не смог пройти по дороге, так как не очень любил учиться в школе. Давайте поможем ему приготовить подарок для девочек. Вышел Незнайка из своего домика очень рано, другие коротышки еще спали. Посмотрите на часы и скажите, какое время показывают часы? (На циферблате 6 час. 30 мин), а теперь посмотрите на домик Незнайки и сосчитайте все прямоугольники.
Чтобы идти было веселее, начал он считать ёлочки в лесу, давайте поможем ему.
- Расставьте ёлочки с числами начиная с наибольшего, назовите их.
Учитель вызывает к доске 8 учеников, выдает им карточки с цифрами и просит ребят восстановить ряд чисел, начиная с наибольшего.
(Учащиеся выстраиваются в одну линию, располагая карточки в последовательности
8 7 6 5 4 3 2 1)
- Переверните карточки. Какое слово получилось?
(дети переворачивают карточки и читают)
(РАЗНОСТЬ)
- А что такое разность? Хотите узнать?
- Значит, чему будет посвящен наш урок?
(Будем открывать новые знания)
А девиз у нас таков: «То, что знаешь, не скрывай на вопросы – отвечай, что не знаешь – спрашивай».
2. Актуализация знаний.
Пошел Незнайка по лесу дальше и увидел Белочку, она подготовила для него интересные задачки. Поможем Незнайке.
1. Решение задач в стихах
- Внимательно меня послушайте
Есть котята у кошки:
Три котёнка в лукошке,
Два у блюдца с водицей-
Захотелось напиться.
Попрошу я ребят
Сосчитать всех котят. (3+2=5)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (2+2+2=6)
Ходит красный петушок,
Голосистый певунок,
Шесть хохлаток тоже там.
Сколько всех их? Сосчитай? (1+6=7)
В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)
За то, что вы помогли Незнайке, Белочка подарила ему орешки из своих запасов.
(вывешиваю на доску орешки)
Отправился Незнайка дальше, дошел до речки, а через нее хитрый мост, который караулил Медведь, чтобы пройти нужно выполнить следующее задание.
2. На доске числовые выражения: 7+1 3+3 6+1 5+1
- Найдите лишнее выражение: (3+3- одинаковые слагаемые )
- В каком примере будет самый большой ответ? (7+1= 8)
- Прочитайте это равенство по-разному.
«прибавить»
«увеличить»
«плюс» 7+1= 8
«сумма»
(Рядом с равенством появляется табличка)
- Какое ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? ( 1+7 = 8)
- Что заметили? (При перестановке слагаемых сумма не меняется)
- Как найти неизвестное слагаемое в числовом равенстве? (Нужно из суммы вычесть известное слагаемое)
- Назовите ещё раз компоненты при сложении. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
- Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение.
А за это Медведь пропустил Незнайку дальше и подарил ему ягодки
А сейчас будете учиться рассказывать про действие вычитание.
3. Постановка проблемы. Открытие новых знаний
1. В
ведение компонентов вычитания.
Перебрался Незнайка через мост, а его уже встречает сам хозяин леса, Старичок - Лесовичок. Он придумал для Незнайки следующее задание.
- Составьте выражение на вычитание с этими числами. (8-7=1 8-1=7)
- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание?
(Обратное действие суммы - вычитание)
- Прочитайте выражение 8-7=1 разными способами.
1. «отнять»
2. «уменьшить» 8-7=1
«минус» «?»
(Рядом с равенством появляется табличка)
2. Создание проблемной ситуации
- Возьмём с вами такое выражение: 7-1=6
- Знаем ли мы, как называются компоненты при вычитании? Как назвать число 7 (1, 6)?
(Ученики высказывают свои мнения (7 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 1 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 6 – это разность).
- Ребята – это главный вопрос нашего урока.
За то, что вы хорошо работали, Старичок - Лесовичок подарил Незнайке торт для девочек
- Давайте начнём своё исследование.
(включает проектор)
Перед вами торт.
-Давайте поможем Незнайке поделить торт на части и дать название каждой части.
-Из скольких частей он состоит? (слайд №1)
(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть)
-Из этого целого торта убираем 1 часть (слайд №2)
-Что произошло с тортом? (Уменьшился)
-А число семь увеличилось или уменьшилось? (Уменьшилось)
Если оно уменьшается, как его можно назвать? (слайд 2) (Уменьшаемое)
-А что мы сделали с частью?
-Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)
-Значит, как его называют? (слайд №2) (Вычитаемое)
- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.
- На сколько 7 больше 1? (на 6)
- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.
- Вспомните слово, которое вы разгадали в начале урока. Оно вам поможет дать название третьему числу
- Как же называется третье число? (слайд №2) (Разность)
- Если результат вычитания называется «разность», то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. между ними стоит знак “=”) (слайд 3).
Проблема разрешена.
- Ребята, посмотрите, мы поделили торт на части, а все его числа получили имена.
- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (слайд 4)
- Это и есть тема сегодняшнего урока.
4. Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки в лесу летали,
Тихо крыльями махали.
Дружно хлопнем
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам букет собрать.
Раз – присели, два – присели,
В руках ландыши запели.
Вправо – звон, влево – звон,
Динь-дон, динь-дон.
Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику (стр. 29)
- Рассмотрите рисунок в верхней части страницы. По рисунку, схеме и решению составьте задачу. Прочитайте, как называются каждые из чисел 5 , 2 , 3.
№1. Записать разность и вычислить её.
(9 - 4=5)
№
3. Реши задачу. (УСТНО)
Было – 6 ф.
Подарил – 2ф.
Осталось - ?
6-2=4 (ф.)
Ответ: 4 фломастера
2. Работа в печатной тетради №2, стр. 16.
№
1.
№2.
№4. - самостоятельная работа
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему учились на уроке?
- Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали?
Так какие же подарки будут у девочек из цветочного городка? (Орешки, ягоды, торт)
Спасибо вам за дружную хорошую работу на уроке и за помощь Незнайке.
Урок окончен.