СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомтся с названиями компонентов при вычитании; читать выражения, используя эти термины

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей."»


Урок математики в 1 классе по программе «Школа России»


Авторы УМК: М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова


Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"


Цель урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании; читать выражения, используя эти термины.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания названия компонентов и результата действия вычитания. Установить взаимосвязь между компонентами действия вычитания. Формировать умение читать выражения, используя названия компонентов. Учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Развивающие:

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Предметные:

Знать название компонентов и результата действия вычитания. Устанавливать взаимосвязь между компонентами действия вычитания. Уметь читать выражения, используя названия компонентов. Учиться применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Личностные:

-Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД.

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Оборудование: у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность, разрезные цифры, «презентация»

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе №2, рабочая тетрадь.












Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.


- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой Незнайка, он просит у вас помощи. Решил он приготовить подарки для девочек из цветочного городка к 8 марта и отправился за подарками один, да вот беда, не смог пройти по дороге, так как не очень любил учиться в школе. Давайте поможем ему приготовить подарок для девочек. Вышел Незнайка из своего домика очень рано, другие коротышки еще спали. Посмотрите на часы и скажите, какое время показывают часы? (На циферблате 6 час. 30 мин), а теперь посмотрите на домик Незнайки и сосчитайте все прямоугольники.

Чтобы идти было веселее, начал он считать ёлочки в лесу, давайте поможем ему.

- Расставьте ёлочки с числами начиная с наибольшего, назовите их.

Учитель вызывает к доске 8 учеников, выдает им карточки с цифрами и просит ребят восстановить ряд чисел, начиная с наибольшего.

(Учащиеся выстраиваются в одну линию, располагая карточки в последовательности

8 7 6 5 4 3 2 1)

- Переверните карточки. Какое слово получилось?

(дети переворачивают карточки и читают)

(РАЗНОСТЬ)

- А что такое разность? Хотите узнать?

- Значит, чему будет посвящен наш урок?

(Будем открывать новые знания)

А девиз у нас таков: «То, что знаешь, не скрывай на вопросы – отвечай, что не знаешь – спрашивай».

2. Актуализация знаний.

Пошел Незнайка по лесу дальше и увидел Белочку, она подготовила для него интересные задачки. Поможем Незнайке.

1. Решение задач в стихах

- Внимательно меня послушайте

Есть котята у кошки:

Три котёнка в лукошке,

Два у блюдца с водицей-

Захотелось напиться.

Попрошу я ребят

Сосчитать всех котят. (3+2=5)


Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Два несут иголки.

Сколько их под ёлкой? (2+2+2=6)

Ходит красный петушок,

Голосистый певунок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех их? Сосчитай? (1+6=7)


В кружку сорвала Мария

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)





За то, что вы помогли Незнайке, Белочка подарила ему орешки из своих запасов.

(вывешиваю на доску орешки)

Отправился Незнайка дальше, дошел до речки, а через нее хитрый мост, который караулил Медведь, чтобы пройти нужно выполнить следующее задание.

2. На доске числовые выражения: 7+1 3+3 6+1 5+1

- Найдите лишнее выражение: (3+3- одинаковые слагаемые )

- В каком примере будет самый большой ответ? (7+1= 8)

- Прочитайте это равенство по-разному.


  1. «прибавить»

  2. «увеличить»

  3. «плюс» 7+1= 8

  4. «сумма»

(Рядом с равенством появляется табличка)


- Какое ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? ( 1+7 = 8)

- Что заметили? (При перестановке слагаемых сумма не меняется)


- Как найти неизвестное слагаемое в  числовом равенстве? (Нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

-  Назовите ещё раз компоненты при сложении. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)

- Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение.

А за это Медведь пропустил Незнайку дальше и подарил ему ягодки

А сейчас будете учиться рассказывать про действие вычитание.

3. Постановка проблемы. Открытие новых знаний

1. Введение компонентов вычитания.

Перебрался Незнайка через мост, а его уже встречает сам хозяин леса, Старичок - Лесовичок. Он придумал для Незнайки следующее задание.

- Составьте выражение на вычитание с этими числами. (8-7=1 8-1=7)


- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание?

(Обратное действие суммы - вычитание)


- Прочитайте выражение 8-7=1 разными способами.


1. «отнять»

2. «уменьшить» 8-7=1




  1. «минус»

  2. «?»

(Рядом с равенством появляется табличка)


2. Создание проблемной ситуации

- Возьмём с вами такое выражение: 7-1=6

- Знаем ли мы, как называются компоненты при вычитании? Как назвать число 7 (1, 6)?

(Ученики высказывают свои мнения (7 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 1 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 6 – это разность).

- Ребята – это главный вопрос нашего урока.

За то, что вы хорошо работали, Старичок - Лесовичок подарил Незнайке торт для девочек


- Давайте начнём своё исследование.

(включает проектор)


Перед вами торт.

-Давайте поможем Незнайке поделить торт на части и дать название каждой части.

-Из скольких частей он состоит? (слайд №1)

(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть)


-Из этого целого торта убираем 1 часть (слайд №2)

-Что произошло с тортом? (Уменьшился)

-А число семь увеличилось или уменьшилось? (Уменьшилось)


Если оно уменьшается, как его можно назвать? (слайд 2) (Уменьшаемое)

-А что мы сделали с частью?


-Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)


-Значит, как его называют? (слайд №2) (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 7 больше 1? (на 6)

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.


- Вспомните слово, которое вы разгадали в начале урока. Оно вам поможет дать название третьему числу

- Как же называется третье число? (слайд №2) (Разность)


- Если результат вычитания называется «разность», то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. между ними стоит знак “=”) (слайд 3).


Проблема разрешена.

- Ребята, посмотрите, мы поделили торт на части, а все его числа получили имена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (слайд 4)

- Это и есть тема сегодняшнего урока.


4. Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки в лесу летали,
Тихо крыльями махали.
Дружно хлопнем
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам букет собрать.
Раз – присели, два – присели,
В руках ландыши запели.
Вправо – звон, влево – звон,
Динь-дон, динь-дон.

  1. Первичное закрепление.




1. Работа по учебнику (стр. 29)


- Рассмотрите рисунок в верхней части страницы. По рисунку, схеме и решению составьте задачу. Прочитайте, как называются каждые из чисел 5 , 2 , 3.


1. Записать разность и вычислить её.

(9 - 4=5)







3. Реши задачу. (УСТНО)


Было – 6 ф.

Подарил – 2ф.

Осталось - ?

6-2=4 (ф.)

Ответ: 4 фломастера


2. Работа в печатной тетради №2, стр. 16.





1.

2.

4. - самостоятельная работа


6. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему учились на уроке?

- Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали?

Так какие же подарки будут у девочек из цветочного городка? (Орешки, ягоды, торт)

Спасибо вам за дружную хорошую работу на уроке и за помощь Незнайке.

Урок окончен.