ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | «Венецианская ночь» М. Глинка «Летите, голуби» И. Дунаевский | Создание эмоционального настроя -Ребята, русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях, а иногда сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий. Многие русские музыканты бывали в Италии. Был в Италии Чайковский. Мы знакомы с его «Неаполитанской песенкой». Был в Италии и Глинка, с чьим произведением мы будем сейчас знакомиться. Глинка, бывая за границей, впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом других народов, во время своих путешествий по странам мира. Так, когда композитор жил в Испании, он начал изучать испанский язык, записывал испанские песни и танцы, причем не просто смотрел или слушал их, но и сам пел, даже научился неплохо танцевать темпераментный испанский танец – хоту. Помните его «Арагонскую хоту»? - А сейчас прозвучит одно из самых красивых его «итальянских» сочинений – романс для голоса с фортепиано – «Венецианская ночь». Венеция – это удивительный город в Италии. В нем вместо улиц – каналы, вместо автобусов, троллейбусов и автомобилей – большие и маленькие лодки (показ картинок). Эти лодки называются гондолами, а лодочники – гондольерами (картинки). Среди гондольеров много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Вот в духе таких песен – баркарол (Баркарола – означает песнь на воде) Глинка и написал свою «Венецианскую ночь». - Слушаем произведение Глинки и думаем, какое оно по характеру (слушание «Венецианской ночи» М. Глинки). Беседа в форме диалога (вопросы) - Прозвучавшее произведение, какое по характеру? (напевное, лирическое, мягкое, неторопливое, спокойное…). - А как, по-вашему, что подчеркивает лирический характер музыки? (варианты ответов). - Лёгкое звучание тенора – высокого мужского голоса, еще больше подчеркивает лирический характер этой музыки. - А сейчас прослушаем еще раз «Венецианскую ночь» и попробуем услышать, что изображает нам сопровождение (аккомпанемент) (повторное слушание). - Как вы думаете, что изображает нам сопровождение? (варианты ответов). - В музыке романса есть изобразительный момент: как будто слышится легкое покачивание волн. Обобщение: Ребята, сейчас звучал романс М. Глинки «Венецианская ночь», написанная русским композитором в духе итальянской баркаролы. И в нем мы увидели живые связи между музыкой разных народов: русский композитор сочинил мелодию в духе итальянской, а исполнил ее певец из Прибалтики – В. Норейка. - Ребята, так есть ли границы у музыки разных народов? (нет, мы ее понимаем без перевода). - А сейчас откроем тетради и запишем название, композитора, жанр романса (работа с тетрадями: «Венецианская ночь» (романс в духе итальянской баркаролы) М. Глинка. Баркарола (с итальянского) - песня на воде. Тенор – высокий мужской голос). - Ну, а теперь немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Постановка проблемного вопроса - Ребята, чтобы наши музыкальные путешествия продолжались, нам нужен попутчик, который будет олицетворять мир. Кто это будет нашим проводником, вы скажите мне сами, прослушав произведение (слушание «Летите, голуби» И. Дунаевского). - Так кто теперь будет нас сопровождать в наших музыкальных путешествиях? (голуби мира). - Да, теперь наши путешествия будет начинаться с «запуска» голубей мира (показать картинку голубя). И голубь будет отмечать ту страну, с музыкой которой мы будем знакомиться (показать картинку). - Какая музыка по характеру? (лирическая, мягкая, распевная, сердечная, спокойная, плавная…). - Давайте разучим главную мелодию песни «Летите, голуби» И. Дунаевского, чтобы помогать нашему голубю мира. Распевание и разучивание - И завершим мы наш урок исполнением чешской народной песней «Полька». Выразительное исполнение | Слушание Ответы Повторное слушание Работа с тетрадями Слушание Вокально-хоровая работа | Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные Личностные Личностные |