СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке на тему "Музыкальная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан по программе Е.Д. Критской для 1 класса II четверть

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему "Музыкальная азбука"»

Конспект урока

Ф.И. учителя: Лукашева Ирина Сергеевна

Предмет: Музыка

Дата проведения:

Класс: 1

Тема: «Музыкальная азбука»
Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока (предметные):

- формирование первоначальных представлений о нотной грамоте;
­- развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- умение выражать своё отношение к исполняемому произведению.
Формирование универсальных учебных действий:

Метапредметные:

Регулятивные (Р):
- выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Познавательные (П):
- научиться определять ноты 1 октавы;
­- научиться правильно сидеть при пении;
- ­ уметь определять начало пения и его окончание.

Коммуникативные (К):

- адекватно оценивать собственное поведение;
­- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные (Л):

- научить писать, запоминать и называть ноты;
­- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность.

Методы: деятельностный подход, словесный, наглядный, практический,

Средства обучения:

- для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, ноты, скрипичный ключ, домик с нотным станом - вырезанные из картона, покрашенные в разные цвета.

- для учащихся: рабочая тетрадь











ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К)

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организационно -мотивационный этап.

Здравствуйте ребята!
Сейчас музыкальный начнётся урок.
Об этом пропел нам весёлый звонок.
Пропел, заливаясь, на ноте высокой,
Друзья, поздравляю с началом урока!»
Сегодня наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте:
Что только есть прекрасного на свете –
Все музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про все она нам может рассказать.
­ Скажите, пожалуйста, о чем этот стихотворный отрывок?

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.





Отвечают на вопросы

Положительная учебная мотивация к учебной деятельности (Л).


2. Актуализация знаний
Мотивация к учебной деятельности








3. Постановка темы и целей урока








4. Открытие новых знаний



Знакомство с нотным домом








Знакомство со скрипичным ключом












Работа в тетради




Знакомство с нотами

































Воспроизведение нот

Физ. Минутка







5. Закрепление полученных знаний


Слушание музыки. Музыкальная терапия.














Проведение дыхательной гимнастики





Вокально­-хоровая работа

Работа над песней «Семь подружек






Заполнение паспорта для ноток

Мир музыки волшебен. Музыкальные произведения ­ это удивительные
рассказы, истории. Смешные и грустные, героические и романтичные. А мир музыки очень прекрасен. Музыку, так же, как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)
Чтобы пьесу записать
Ноты нужно твердо знать!
Кто знает, сколько всего нот? (7 нот)
­Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…
С начала года мы с вами изучаем азбуку из букв, чтобы уметь читать и писать.

А как же записывают музыку? С помощью каких знаков?
Верно, существует музыкальная азбука, которая состоит из знаков, которых называют нотами. С помощью нот записывается музыка.
Как вы думаете, какая будет тема урока?
Какие цели вы поставите на урок?
Ноты родились в стране — Италии! Создал их музыкант Гвидо Аретинский.
(Слайд 1. Изображение домика, а в середине домика нотный стан с
нотами и скрипичным ключом.)

Поглядите – нотный дом, ну, посмотрим, кто же в нем?
­ Как зовут жильцов дома? (До, ре, ми, фа, соль, ля, си)
Сколько в доме этажей? (пять)
Ноты в домике живут, нотным станом дом зовут.
Пять линеек начертили – дом для ноток получили.
­ Линейки нотного стана читают снизу-вверх.
Давайте посчитаем вместе.
Чтобы нотки зазвучали, ноткам нужен свой начальник.
Познакомьтесь – ключ скрипичный – командир для нот отличный!
Днем и ночью неустанно он стоит в начале стана
И всем нотам говорит: «Путь для музыки открыт!»
(Работа в тетрадях. В ваших тетрадях уже начерчены 5 линеек – нотный стан.)
Учимся рисовать скрипичный ключ.
Я сначала нарисую закорючку вот такую,
Дальше линию продлю, на верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так: чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую жирной точкой завершу.
­ У скрипичного ключа есть еще второе имя – ключ соль.
Так же зовут первую нотку, с которой мы сейчас познакомимся.
(На доске нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Заранее приготовлены ноты и скрипичный ключ ­ вырезанные из картона и раскрашены в разные цвета. По ходу знакомства с нотой прикрепляю её на нотный стан, а дети рисуют её в тетрадь таким же цветом как нота на доске.)
Поживает нота СОЛЬ на второй линеечке,
Поливает свой цветник из красивой леечки.
Знакомство с нотой ДО.
ДО отстала, опоздала, здесь никто не виноват.
На добавочных линейках опоздавшие сидят.
Знакомство с нотой РЕ.
РЕ боится высоты – слабенькие нервы,
Потому живет она под линейкой первой.
Знакомство с нотой МИ.
На первой линии живет малышка нотка МИ
И песни весело поет
С соседскими детьми.
Знакомство с нотой ФА.
Между первой и второй ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже ­ скучно,
А подняться вверх – опасно.
Знакомство с нотой ЛЯ.
Между второй и третьей – задорная нота ЛЯ.
Поет обо всем на свете, подруг своих веселя.
Знакомство с нотой СИ.
­ Ну, а где же нота СИ? – Кто–то вежливо спросил.
­ Ты повыше посмотри, на линейке номер три.
Если нотки записать по порядку, то получиться ЗВУКОРЯД.
Встали нотки дружно в ряд, получился звукоряд.
Слайд 2 Радуга Цветотерапия и звукоподражание
­ Вот мы и познакомились со всеми нотками.
А вы заметили, что ноток ровно семь и у радуги тоже 7 цветов.
И у каждой нотки есть свой цвет.
У нас получилась разноцветная нотная азбука.
А почему у каждой нотки свой цвет?
Потому что нотки разные и у каждого своего голоска.
Вот послушайте (учитель играет каждую ноту и комментируя на чей голос похожа нотка. На голос мыши, цыплят, воробья и т.д.
ДО – попрыгаем на месте 1­2­3!
РЕ – похлопаем в ладоши 1­2­3!
МИ – побегаем на месте 1­2­3!
ФА – наклоны, дружно, вместе 1­2­3!
СОЛЬ – потянемся повыше 1­2­3!
ЛЯ – присядем, да пониже 1­2­3!
СИ – надуемся как шар 1­2­3!
И все дружно спустим пар 1­2­3!!!
Ребята, послушайте песню про семь подружек и скажите, как их зовут.
Знакомство с песней «Семь подружек» В. Дроцевича.
Понравилась вам песня?
Как же зовут подружек?
А какая песенка по характеру?
Раз она вам понравилась давайте её разучим.
Но сначала проведём музыкальную разминку.
А для чего нам нужна музыкальная разминка? (Чтобы разогреть горло,
подготовить его к пению)
Слайд 3 Правила певческой посадки с картинками. Музыкальная разминка
Перед началом музыкальной разминки надо правильно сесть, выпрямив спину, чтобы было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым.
Проверьте как вы сидите, ­ спина прямая, голова немного приподнята.
Давайте все вместе скажем:
« Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь»
А ещё мы должны уметь правильно дышать, когда поём для этого нам помогут специальные упражнения.
(проводжу с детьми дыхательную гимнастику по системе А.Н.Стрельниковой. Упражнения: «Ладошки», «Насос».)
Интонирование на звуки а,о,у,и,э.
Вокалотерапия: спеть своё имя с определённой интонацией.
(грустно,весело)
Попевка «Куры гуси да индюшки»
( Сначала попевка исполняется на одном звуке, затем по хроматической
гамме)
Разучивание песни «Семь подружек» В. Дроцевича.
Прочитаем слова песни все вместе.
Какие слова вам не понятны?
Пропоем первый куплет. Стараемся, соблюдаем темп и ритм.
Ребята, у каждого человека и у любой вещи есть паспорт. Это документ в
котором находится вся информация хозяина: как его зовут, где родился, где живёт, для чего служит и особые приметы. А давайте мы для наших ноток сделаем паспорт.
(Детям раздаются сделанные заранее книжечки из белой бумаги. Дети
заполняют страницы. Работают вместе с учителем.)

Имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Где родились: Италия
Создатель: Гвидо Аретинский
Где проживают: нотный стан
Для чего служат: для записи музыки
Начальник: скрипичный ключ
Особые приметы: малышки, сестрички,
Вот теперь наши нотки получили свой документ.
И, если мы забудем где живут нотки или для чего они служат мы заглянем в паспорт и всё вспомним.










Отгадывают загадки







Отвечают на вопросы



Предполагают тему и цели урока










Заполняют нотный стан










Учатся рисовать скрипичный ключ












Знакомятся с нотами


































Прослушивают ноты, предлагают варианты, на какой голос похожа каждая нотка


Выполняют двигательные упражнения

Прослушивают песню про семь подружек


Анализируют песню













повторяют правило
певческой посадки



Выполняют дыхательную гимнастику




Исполняют попевку




Читают слова песни

Разбирают непонятные слова

Поют песню




Делают паспорт для ноток

развивать диалогическую речь; высказывать своё мнение;









Умение ставить цели и рассуждать













Умение слушать и слышать учителя





























Развитие мышления и памяти (Л)



Формирование двигательных навыков

Умение слушать
















Умение петь





Умение петь


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.





7. Домашнее задание.

Слайд 4. Изображение 3 смайликов разных по характеру.
Прием «Райтинг»: оценка своей деятельности на уроке в виде изображения радостного, грустного или сомневающегося смайлика.
Ребята, вот и закончился наш урок. Вы сегодня познакомились с
музыкальной азбукой, разучили песню о нотах и даже составили паспорт. Вы молодцы! У вас на столе лежат по три смайлика, они разные ­ посмотрите.
Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. И нарисуйте его в тетрадь.
Нарисовать иллюстрацию к песне «Семь подружек» В.Дороцевича
До свидания ребята!







Осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности
записывают д/з





формировать навыки самооценки (Л)