- Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы. Начинается большая сцена, которая условно делится на 4 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью. Давайте посмотрим сцену балета « Половецкие пляски», а вы подумайте, на какие части его можно разделить. - Что вы можете сказать об этом видео фрагменте? Что вам запомнилось? - На какие сцены можно разделить фрагмент «Половецкие пляски»? ( Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем. ) - Какие чувства вы испытывали, когда танцевали девушки? Какие у них были движения? (легкие, плавные, пластичные) - Эта сцена состоит из четырех частей. Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хор девушек сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует стремительная и легкая пляска мальчиков. Затем все эти пляски чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской. - На столах у вас таблицы. Вам нужно озаглавить каждую часть. Посовещайтесь в группах. Заполните ее. - Перед вами текст хора « Улетай на крыльях ветра», прочитаем его. - О чем говорится в тексте? (Хор поет о природе, о восточных краях и просторах ) - А сейчас внимательно прослушайте хор «Улетай на крыльях ветра». И обратите внимание, как движется мелодия. Слушание произведения. Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, негой воздух полон, Там под говор моря дремлют горы в облаках. Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зелёных; И сладкий виноград растёт. Там тебе привольней, песня… Ты туда и улетай! - Мелодия движется вверх. Характер музыки легкий, спокойный. - Динамика умеренная, что соответствует легкости и пластичности девушек. - Темп, как и динамика тоже умеренный. - Что меняется в следующем эпизоде? ( В следующем эпизоде появляются половецкие мужчины) - Что можно сказать об их танце? Какие у них движения (воинственные, резкие) - Динамика и темп становятся быстрыми, что делает эпизод ярким, насыщенным. - После общей пляски с хором начинается стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской. - Начиналось действие в умеренной динамике, постепенно динамика нарастала и закончилась очень громко. - Опера « Князь Игорь» исполняется симфоническим оркестром. В конце тембр изменяется за счет того, что добавляются инструменты и постепенно в конце звучат все вместе. - Ведущие выразительные средства: мелодия, ритм, динамика, темп. - Сцена «Половецкие пляски» эта сцена восточных народов – половцев. |