СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке на тему: «Опера в творчестве русских композиторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке на тему:

"Опера в творчестве русских композиторов"

3 класс.

Цель: знакомство с фрагментом "Половецкие пляски"

из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему: «Опера в творчестве русских композиторов»»

















Конспект урока по музыке на тему:

«Опера в творчестве русских композиторов»





















Тема урока: «Опера в творчестве русских композиторов».

Форма урока: традиционная.

3класс, III четверть.

Цель урока: знакомство с фрагментом « Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

Задачи урока:

образовательная: познакомить с особенностями внутриоперных жанров на примере фрагмента «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»;

развивающая: развивать музыкально-образное мышление школьников, музыкальный слух и память, в процессе постижения музыкального произведения.

воспитывающая: воспитывать любовь к классической музыке.

Планируемые результаты:

личностные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

метапредметные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; адекватно воспринимать художественное произведение, осознавать многозначность содержания его образов;

предметные: моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов.

Наглядность, используемая на занятии:

- видеофрагмент балетной сцены «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Музыкальный ряд: А. П. Бородин ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»,

Хор «Улетай на крыльях ветра», «Половецкие пляски».

Оборудование: интерактивная доска, аудиозаписи, видеофрагмент.

Литература:

1. Рабочая программа по музыке, составленная на основе ФГОС НОО, Примерная программа по «Музыке», планируемых результатов начального общего образования, программы формирования УУД, авторской программы по музыке Н. Б. Истоминой (УМК «Гармония»).

2. Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс, составленной на основе рабочей программы по музыке.

3. Учебник по музыке для 3 класса общеобразовательных учреждений / М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

4. Музыка: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Красильникова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.


План урока

1. Организационный момент – проверка готовности. Настрой на урок. (1мин.)

2. Актуализация знаний – повторение ранее изученного. Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь». (5 мин)

3. Формирование новых знаний и умений – просмотр и анализ сцены балета «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Слушание, анализ хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы « Князь Игорь». Слушание и анализ 2 действия из оперы «Князь Игорь».

6. Заключительная часть – итог-анализ занятия. Исполнение ранее изученной песни «Служить России». (1 -2 мин.)







Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

1. Организационный момент

- Подравняйтесь, присаживайтесь. Урок музыки.

2. Актуализация знаний

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Для того, чтобы ответить на вопрос предлагаю прослушать фрагмент произведения.

- Фрагмент из какого произведения вы сейчас прослушали? (ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь»)

- Верно, кто является композитором этого произведения? (Александр Порфирьевич Бородин)

- Что вам известно об этом авторе? ( А. П. Бородин родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге, умер 27 февраля 1887 г.)

- Кто главные герои этого произведения? (князь Игорь, Ярославна - его жена, хан Кончак, Кончаковна – его дочь)

- Какие музыкальные формы вам известны? (Простые, сложные, циклические)

- Какая музыкальная форма у арии князя Игоря? (Сложная трехчастная форма)

- На сколько частей мы разделили арию? (на три части)

- Как называлась первая часть? (Ни сна, ни отдыха измученной душе)

- О чем эта часть? (Эта часть о том, как князь Игорь страдает и мучается в плену, как ему там тяжело и как он хочет на свободу и к своей жене)

- Как называлась вторая часть? (Ты одна, голубка лада)

- О чем эта часть? ( В этой части князь Игорь вспоминает о доме, о жене. Как он скучает и хочет вернуться к жене Ярославне. Только она поймет и простит его поход)

- Как называлась третья часть? (Ох, тяжко)

- О чем эта часть? (В этой части Князь Игорь повторяет как ему тяжело, что он устал быть в плену)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение оперы «Князь Игорь» и познакомимся с фрагментом «Половецкие пляски». Как вы думаете, почему такое название? Половецкие. (Половцы восточные народы и пляска именно этих людей)

- Назовите тему нашего урока? («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»)

- Какая будет цель урока? ( Познакомиться с фрагментом оперы « Половецкие пляски»)


3. Формирование новых знаний и умений




























Физкультминутка

- Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.

Начинается большая сцена, которая условно делится на 4 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью.

Давайте посмотрим сцену балета « Половецкие пляски», а вы подумайте, на какие части его можно разделить.

- Что вы можете сказать об этом видео фрагменте? Что вам запомнилось?

- На какие сцены можно разделить фрагмент «Половецкие пляски»? ( Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем. )

- Какие чувства вы испытывали, когда танцевали девушки? Какие у них были движения? (легкие, плавные, пластичные)

- Эта сцена состоит из четырех частей. Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хор девушек сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует стремительная и легкая пляска мальчиков. Затем все эти пляски чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

- На столах у вас таблицы. Вам нужно озаглавить каждую часть. Посовещайтесь в группах. Заполните ее.


- Перед вами текст хора « Улетай на крыльях ветра», прочитаем его.

- О чем говорится в тексте? (Хор поет о природе, о восточных краях и просторах )

- А сейчас внимательно прослушайте хор «Улетай на крыльях ветра». И обратите внимание, как движется мелодия.

Слушание произведения.

Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша,

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом, негой воздух полон,

Там под говор моря дремлют горы в облаках.

Там так ярко солнце светит,

Родные горы светом заливая,

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зелёных;

И сладкий виноград растёт.

Там тебе привольней, песня…

Ты туда и улетай!

- Мелодия движется вверх. Характер музыки легкий, спокойный.

- Динамика умеренная, что соответствует легкости и пластичности девушек.

- Темп, как и динамика тоже умеренный.

- Что меняется в следующем эпизоде? ( В следующем эпизоде появляются половецкие мужчины)

- Что можно сказать об их танце? Какие у них движения (воинственные, резкие)

- Динамика и темп становятся быстрыми, что делает эпизод ярким, насыщенным.

- После общей пляски с хором начинается стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.

- Начиналось действие в умеренной динамике, постепенно динамика нарастала и закончилась очень громко.

- Опера « Князь Игорь» исполняется симфоническим оркестром. В конце тембр изменяется за счет того, что добавляются инструменты и постепенно в конце звучат все вместе.

- Ведущие выразительные средства: мелодия, ритм, динамика, темп.

- Сцена «Половецкие пляски» эта сцена восточных народов – половцев.


4. Итог урока

- Перед тем как закончить урок, мы с вами повторим уже разученную песню «Служить России»

- Какую тему мы с вами сегодня прошли? (Тема фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».)

- Что вы нового услышали, узнали? (Прослушали хор девушек «Улетай на крыльях ветра», посмотрели балет)