ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект
урока по музыке
на тему: Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и Волк"
Класс: 3
Дата: 06.10.2017г.
Подготовила: студентка 23 группы Колесникова А.В.
Проверил:
Методист: Мацкевич Т.А._______________________
Учитель: Занкина Е. Г.______________________
Оценка:______________________
Саратов 2017
Цель: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
-Обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-Формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
-Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
-Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные , практические.
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация урока, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Витальевна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Давайте посмотрим в окно, теперь улыбнитесь друг другу и своей улыбкой порадуйте соседа.
II. Проверка домашнего задания.
- Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки…
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери- страницы,
В нее поскорей отвори.
- О каком музыкальном произведении рассказывает это стихотворение?
( О сказке «Петя и волк»)
-Кто написал эту сказку?
(Сергей Прокофьев)
-А какие музыкальные инструменты встречаются в этом стихотворении?
(гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны)
-Это обычная сказка? Что отличает её от других сказок?
( Это музыкальная симфоническая сказка)
- А почему сказка называется «симфоническая»?
(Её играет симфонический оркестр. Симфоническая - от слова симфония. Это сказка, как симфония)
- Совершенно верно! Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Сказка «Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Для того чтобы написать такую сказку-учебник, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя», звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они звучат вместе при исполнении той или иной мелодии. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.
- А помните ли вы группы симфонического оркестра и названия инструментов? Давайте проверим.
Дети называют группы оркестра и названия инструментов.
На презентации появляются изображения групп и инструментов.
1. Струнно – смычковые (скрипка, Альт, виолончель, контрабас)
2. Духовые медные (труба, валторна, тромбон, туба)
3. Духовые деревянные (флейта, кларнет, габой, фагот)
4. Ударные (литавры, большой и малый барабаны, тарелки, бубен или тамбурин, гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон)
5. Одиночные муз. инструменты (арфа, рояль, орган)
IV. Содержание и организация учебного занятия.
- У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На слайде определение тембра).
На сегодняшнем уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.
-Петя - главный герой сказки. (Слушание)
-Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой мелодии?
( Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует)
-В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Это марш)
-Какие инструменты исполняют тему Пети?
(А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт, виолончель и контрабас.)
-Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка).
(Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю)
- Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.
-Какой инструмент исполняет тему Дедушки? (Фагот)
-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
(Сердитый, ворчливый, густой, низкий)
На экране – Кошка, Утка, Птичка
-Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание)
(Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками).
-Какое настроение у Птички?
(Веселое, радостное, счастливое, беззаботное).
-К какой группе инструментов относится флейта?
(Флейта – деревянный духовой инструмент).
На экране – Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема.
-Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
-Почему вы решили, что это кошка?
( Тему исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный)
-Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?
III. Физкультминутка музыкальная.
-Молодцы! А теперь продолжим нашу работу.
На экране – Утка, Охотники, Волк.
- Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
( Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает)
- Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится?
(Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов).
На экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк.
- Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
( Появился волк. Звучат валторны.)
- Какой тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?
( Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка).
- Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?
(Охотников)
- Как же изобразил охотников Прокофьев?
(Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов)).
-Вот мы и услышали звучание инструментов симфонического оркестра и научились распознавать их. Молодцы!
IV. Вокальная работа.
- Ребята, а сейчас мы разучим с вами песню «Если добрый ты»
из м/ф" День рождения кота Леопольда.
Разучивание песни. Исполнение.
V. Подведение итогов.
-А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов.
Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? (ответы). Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева. Вы работали очень активно. Молодцы!
Звучит музыка «Шествия», ребята имитируют движения дирижёра.
VI. Домашнее задание.
Нарисовать героев сказки «Петя и волк».